Что такое развитие: определение, характеристика и виды

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Все в нашем мире подвержено изменениям. Если это происходит в положительном направлении, то принято говорить о прогрессе. Отрицательное изменение предполагает регрессию (как это?).

В первом случае речь идет о развитии: совершенствовании явления или состояния. В чем сущность развития, каковы его признаки и роль в природе, читайте ниже.

Определение — что это такое

Существует множество трактовок слова «развитие». Перечислять их все нет смысла, так как по своему смысловому наполнению они схожи, поэтому я попытаюсь их обобщить.

Развитие есть естественный и необратимый процесс изменения системы или ее элементов. Источник изменения всегда находится внутри объекта, а его результатом является качественно новое состояние изменяющегося объекта — появление новых внутренних связей или трансформация старых.

В любом случае то, что изменилось, никогда не будет соответствовать прежней форме.

Развитие есть всегда переход из одного состояния в другое, от простого к более сложному, от старого к новому.

В философской концепции развитие — это явление в виде бесконечного движения по спирали, каждый виток которой представляет собой более совершенный уровень существования материи и сознания.

  1. качественное изменение — предполагает трансформацию, переход из одного состояния в другое. Например, когда-то вы были мальчиком, а стали мужчиной;
  2. количественное изменение в процессе развития: увеличение по сравнению с тем, что было раньше: размер вашей стопы до определенного возраста растет вместе с телом;
  3. необратимость – вы никогда не станете ребенком;
  4. направленность процесса – в процессе роста усложняется гормональный фон, начинается половое созревание, в организме запускается все больше физиологических процессов;
  5. время — любое развитие длится определенный период. Каждый человек уделяет индивидуальное время формированию определенных навыков (одни начинают говорить в 12 месяцев, другие в 2 года);
  6. экзогенное развитие есть нечто внешне видимое, но ложное. Например, поведение, которое копируется определенными обстоятельствами (правильно, а не потому, что хочется), не является отражением вашего истинного внутреннего состояния;
  7. эндогенный — внутреннее развитие, правда. Ребенок выучил буквы и поэтому может читать;
  8. специфика объекта — индивидуальные качества человека, которые способствуют или, наоборот, препятствуют изменениям. Например, умственно отсталый человек явно не может добиться успеха в обществе, занять высокое положение, сделать открытие и т д

Как развивается человек

Развитие человека в широком смысле происходит (или не происходит) по трем направлениям:

  1. Материальный или физический аспект включает в себя:
    1. телесность: развитие нашего тела, его сопротивляемость, сила, гибкость;
    2. технический элемент — промышленное развитие, накопление информации;
    3. финансовая сторона включает личное и корпоративное богатство.
  2. Духовное (или умственное) развитие — рост самооценки, самосовершенствование, расширение сознания, познание (что это такое?) самого себя на разных уровнях:
    1. семья;
    2. интуитивно понятный;
    3. интеллектуальный;
    4. мораль.
  3. Социальное развитие предполагает становление личности как полноправного члена общества, приобретение социальных ролей и статуса.

Качество процесса развития зависит от особенностей самого индивида (его физиологических и психических особенностей), а также среды, в которой он развивается.

Согласитесь, что в доме, где он занимается спортом, чтит моральные ценности, ведет здоровый образ жизни и хорошо питается, любой человек сможет в полной мере развить свои природные задатки и стать в будущем полноценным и эффективным членом общества. Это будет происходить до тех пор, пока сам ребенок «нормальный» и не имеет физиологических и психических отклонений.

А как будет развиваться среднестатистический малыш, которого воспитывают асоциальные родители (нарушающие закон, пьющие и т.д.)? Если он хотя бы трижды был прирожденным гением, не беда, что это связано с отсутствием условий, способствующих его всестороннему развитию.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть