Что такое мюзикл и в чем его уникальность

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Найти универсальный жанр, который понравится всем, — нереальная задача.

Однако вплотную к этому приближаются мюзиклы, так как они сочетают в себе не только любимые танцы, хореографию и музыкальные произведения, но и игривый диалог, позволяющий удовлетворить запросы самой широкой аудитории.

Где и когда зародилось это понятие, как оно менялось со временем и во что превратилось сейчас, давайте разбираться по порядку.

Уникальное произведение

Заимствованное из английского языка в советское время, оригинальное слово «мюзикл» является сокращением от «музыкальная комедия», что буквально переводится как «музыкальная комедия».

Удаление слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, так как сегодня этот компонент стал необязательным, а само понятие приобрело довольно узкое значение:

Мюзикл – особый жанр музыкально-исполнительского искусства, представляющий собой гармоничное сочетание различных театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокально-пластического).

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, его корни достаточно стары, чтобы говорить о древнем происхождении. Так, еще на заре V века до н.э в греческом театре стали практиковать включение в развлекательные представления музыки и танца, а несколько позже — элементов политической и социальной сатиры.

Римляне, переняв почти все формы и каноны греческого театра, добавили к таким постановкам что-то свое. Так, в частности, обувь актеров стали обшивать металлическими пластинами, что позволяло зрителю слышать каждое движение танцоров, а это «новшество» заставило самих режиссеров задуматься о важности спецэффектов.

Но в любом случае на всех этапах эволюции жанра ключевыми составляющими мюзикла были и остаются три составляющие:

  1. музыка (обычно 4-6 мелодий основной темы или несколько песен, музыкально связанных с основной мелодией);
  2. лирика (элемент, который вместе с музыкой образует партитуру);
  3. либретто (непосредственно «спектакль», он же «сюжет спектакля», являющийся разговорной/невокальной частью).

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили о том, следует ли выделять в отдельный жанр мюзиклы, ведь их черты почти аналогичны классической оперетте. Однако если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, то создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где часть главных ролей отведена не музыке, а лишь роли одного из средств сценического монтажа, а также хореографии, пластике, сценическим эффектам и т д

Стремительное развитие жанра

Шло время, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным течениям, балетмейстеры пытались использовать популярные среди непрофессионалов танцы и пластические элементы.

В 20 веке влияние таких жанров, как:

  1. традиционная оперетта (с учетом национальных и гендерных особенностей);
  2. комическая опера (особенно сентиментальная и мелодраматическая);
  3. водевиль;
  4. бурлеск.

Искусство эстрады отразилось и в развитии мюзиклов, например, с джазовыми мотивами, очень популярных в начале 1940-х годов, или появлении целого направления на основе рока с переплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл стал самостоятельным музыкально-сценическим жанром, хотя и показывает тесную связь с опереттой и следует традициям преемственности с ней.

Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называют постановку «Черный мошенник», которую публика увидела на нью-йоркской сцене в сентябре 1866 года.

И хотя это мелодраматическое музыкальное представление было хорошо принято публикой, до конца XIX века моду задавали английские постановки в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.

Наиболее выдающимися характеристиками этих произведений являются:

  1. отличное развлечение – мюзиклы старались превратить в зрелищные шоу, как правило, роскошные;
  2. отсутствие собственной драматургии: мюзиклы, как правило, не имеют собственного сценария, который чаще всего используется в качестве переработанных оперных либретто, жизнеописаний, адаптированных литературных произведений или произведений, созданных для драматического театра;
  3. эклектика, подразумевающая стилистическую раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, в том числе заигрывание с роком, джазом и другими элементами поп-музыки;
  4. динамичность: мюзиклы построены на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует напряжение и саспенс;
  5. акцент на вокальной составляющей – разнообразие песенных форм;
  6. привлечение популярных артистов.

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-е годы с появлением так называемых новых американских композиторов (Д. Гершвин, Д. Керн, К. Портер), среди которых были не менее талантливые эмигранты, такие как Р. Фримль, В. Герберт , З. Ромберг.

Теперь либретто уже не заимствовали из существующих опер, а стали приспосабливать к нуждам конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию — рэгтайм.

Это была классика начала 20 века, которая не утратила своей актуальности и по сей день.

Незабытое старое

Во время Второй мировой войны тенденции несколько изменились, и вместо сочетания перепевов публике стали показывать глубоко проработанную драматургию. Наряду с выразительной игрой именитых актеров, мюзиклы быстро завоевали расположение зрителей, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

  1. «Оклахома!» (1943 г);
  2. «Карусель» (1945 г);
  3. «Южная часть Тихого океана» (1949).

Более поздний этап развития мюзикла характеризуется появлением более мрачного, философского настроения и возрастанием значения хореографии, как это произошло в «Вестсайдской истории» (1957), где драматический сюжет сочетается с экспрессией танца. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.

Настоящим расцветом мюзикла как самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960-1980-х годов. Влияние рока было впервые отмечено спектаклем «Волосы» (1967), а затем продолжено британцем Эндрю Ллойдом Уэббером, ставшим главным «поставщиком» мюзиклов для постановки в бродвейских театрах.

Его уникальные произведения (а это около двух десятков мюзиклов!) и сегодня с восторгом встречают на сценах во всех уголках мира:

  1. Иисус Христос — суперзвезда (1971);
  2. Избегайте (1978);
  3. «Кошки» (1981);
  4. «Экспресс звезд» (1984);
  5. Призрак оперы (1988);
  6. «Бульвар Сансет» (1993) и многие другие.

И хотя количество постановок периодически сокращается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов продолжают наполнять эти постановки. И это понятно: целый фильм буквально разыгрывается перед зрителями на сцене за один дубль.

К концу прошлого тысячелетия более четко определился формат рок-оперы. Новое направление показало эволюцию мюзиклов и дало толчок оперному жанру, используя вместо классической музыки современную музыку и обращаясь к публике красивым, но близким и понятным языком.

Современный взгляд

Мюзиклы из фривольных сценических постановок всего за сто лет превратились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов для создания мюзикла:

  1. переосмыслить и обработать чужие рассказы/песни, чтобы включить их в новую постановку;
  2. создание сценария и музыки с нуля (специально для конкретной истории).

Первый вариант обычно используется при создании музыкального фильма, тогда как театральные версии чаще основаны на втором.

Не знаете чем развлечь себя и своих близких? Попробуйте мюзиклы: анекдоты, любовные истории, детективные перипетии — в них есть все!

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть