Что такое образование — его функции, виды, уровни и ступени
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Сейчас невозможно представить нашу жизнь без образования. Современный человек посвящает этому от десяти до двадцати лет своей жизни.
И от того, каким он будет (плохим или хорошим), во многом зависит его дальнейшая судьба.
Сегодня я хочу рассказать о том, что такое вообще современное образование и какие многочисленные функции оно призвано выполнять. Мы также посмотрим, какие типы, уровни и этапы доступны в нашей образовательной системе, чтобы понять, каких высот можно достичь в этом вопросе.
Образование — что это
Образование – это процесс, состоящий из воспитания (что это такое?) и обучения (что это такое?), целью которого является формирование новых знаний, развитие умений, навыков и опыта.
Последний никуда не уходит и продолжает жить даже после смерти особи, передаваясь от человека к человеку. Благодаря этому родилась культура, опыт всего общества.
Таким образом, образование – это передача культурных знаний через детские сады, школы, колледжи и институты.
В последнее время в связи с доступностью любой информации стало популярным такое явление, как самообразование. Слово «образование» имеет русское происхождение, произошло от «образ». Последнее в переводе с греческого означает «придание определенной формы».
В строгом смысле рассматриваемый термин подразумевает взаимодействие преподавателя и студента, где первый является транслятором информации, а второй — реципиентом.
Условно образование можно разделить на уровни:
- Общее – это воспитание в дошкольных и школьных учреждениях. Дети изучают такие предметы, как родной язык и литература, биология, физика и другие, составляющие основу мировоззрения (что это такое?) любого человека. С их помощью у ребенка развиваются его способности, определяются его умственные способности и профессиональные склонности;
-
Профессиональное — это специализированный вид образования, которое осуществляется в школах с особым уклоном, кружках и секциях, лицеях и колледжах, институтах. Здесь человек готовится стать специалистом в определенной сфере деятельности, то есть получает профессию.
При этом образование можно рассматривать не как процесс, а как продукт, результат обучения и развития.
Образованный человек логически мыслит, оперирует определенным объемом знаний и способен самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи, восполнять пробелы в информационной системе.
Функции образования
Почему мы должны учиться? Выгодно вписаться в господствующую форму общества, быть с ним «на одной волне», успешно адаптироваться и заниматься полезной деятельностью. Люди общаются благодаря схожему мировоззрению, складу ума и сознанию.
В связи с этим можно выделить следующие функции образования:
- воспитательные: прививать личности нравственные ценности, культурно-исторический опыт и правила поведения;
- учебная — собственно обучение;
- социализация: вхождение в общество и успешное пребывание в нем;
- подготовка специалистов, которые будут работать на благо страны, улучшат качество жизни.
- знакомство с новыми технологиями и другими культурами.
Возможны и другие варианты классификации функций образования. Например, с точки зрения государства можно выделить следующие компоненты:
- Экономические: государству нужны грамотные специалисты, способные обеспечить потребности в трудовых ресурсах во всех сферах экономики. Без подготовленных кадров экономика зачахнет.
- Социальные: стране нужны люди, умеющие работать в команде и ладить друг с другом. Без социализации не обойтись (что это такое?). Она начинается в семье, но продолжается в школе и других учебных заведениях.
- Культурный — передача будущему поколению всей культуры, опыта, традиций и мировоззрений, накопленных веками. Не зная прошлого, невозможно построить будущее.
Все это более подробно представлено ниже:
- социокультурные, в том числе развитие духовности общества:
- гуманист;
- социальный контроль;
- распространение культуры в обществе;
- воспроизводство социальных типов культуры;
- инновации в области культуры;
- формирование и воспроизводство социального интеллекта;
- формирование ценностных ориентаций;
- воспитательная функция;
- обучающая функция;
- социализация личности.
- социально-экономические, обучение и развитие интеллектуального, научно-технического и личностного потенциала общества:
- формирование профессиональной среды;
- перераспределение ресурсов;
- социальный отбор (что это такое?);
- профессиональный отбор;
- активизация социальных движений;
- роль социальных и культурных изменений;
- профориентационная работа.
- социально-политическая, позволяющая гарантировать безопасность общества, социальный контроль, устойчивое развитие общества.
Есть и скрытые функции образования, которые многие учитывают:
- получить новый социальный статус (какой?)
- налаживать дружеские и деловые связи (и даже родственные связи; девушки часто поступают в колледж именно для этого)
- возможность получить работу дистрибьютера
Виды, уровни и ступени образования
Система образования имеет свою структуру, в которую входят институты (например, школа), социальные группы (учитель и ученик) и процесс обучения (передача знаний).
Весь процесс включает в себя 3 этапа образования:
- Дошкольное учреждение: ясли, детский сад, развивающие кружки.
- Общий (школьный): позволяет ребенку получить базовые знания. В свою очередь, он делится на:
- начальный – это средние классы с 1 по 4. На этом уровне дети знакомятся с примитивными научными знаниями о действительности, раскрывают свои таланты, развивают свою личность в процессе решения прикладных задач;
- основной – 5-9 классы (в России и многих других передовых странах от человека требуется образование не ниже 9 классов). В этот период у учащихся развиваются навыки и открываются интересы;
- среднее образование – это знания, которые ученики получают в 10-11 классах, они обязательны для поступления в вуз. В некоторых странах Европы среднее образование — это не два года, как у нас, а три и даже четыре. Поэтому наши аттестаты не везде считаются действительными, что делает невозможным поступление россиян студенческого возраста в зарубежный вуз.
Школьное образование строится на принципах гуманизма, доступности, связности и научности, а также тесно связано с жизнью. Он находится в открытом доступе для всех граждан нашей страны.
- Профессиональная – также делится на 4 уровня образования:
- начальные — профессиональные лицеи и ПТУ (поступить туда можно после 9 обязательных классов в школе);
- среднее — колледжи и техникумы;
- высшие — институты и университеты, предлагающие степени бакалавра, специализации и магистратуры;
- аспирантура – аспирантура и докторантура (высшие формы обучения). Первый – это повышение квалификации и подготовка к докторантуре. Второй готовит кандидата на соискание звания доктора наук.
Все предыдущие уровни и этапы системы образования в Российской Федерации хорошо проиллюстрированы ниже:
Этапы образования | Уровни образования | |
---|---|---|
а | начальное образование (обязательно) | а |
два | основное общее образование (обязательное) | |
3 | среднее общее образование (полное | два |
4 | 1 год начальной профессиональной подготовки | 3 |
5 | углубленное начальное профессиональное образование, которое требует дополнительного года обучения и ведет к активной профессии с повышенным уровнем квалификации | |
6 | среднее профессиональное образование продолжительностью 2-3 года | 4 |
7 | среднее профессиональное образование с повышением квалификации продолжительностью 4 года | |
8 | высшее профессиональное образование — бакалавриат (4 года) | 5 |
9 | высшее профессиональное образование — специалист (5 лет), ориентированный на практическую деятельность | |
10 | высшее профессиональное образование — магистр (6 лет), ориентированное на вид научно-педагогической деятельности | |
11 | последипломная профессиональная подготовка, реализуемая в аспирантуре (3 года) | 6 |
То есть всего получается 6 уровней и 11 ступеней. Насколько это сложно, правда?
Разные подходы к построению системы образования
Определение образования как процесса предполагает две существенно разные точки зрения:
- Культурно совместимые – представители этого подхода считают, что изначально у человека отсутствуют определенные задатки, индивидуальные способности.
Классное воспитание должно осуществляться по единой системе и в одном темпе, при этом успешность каждого зависит только от личных усилий, а природные данные здесь ни при чем. Если ученик не справляется с заданием, то проблема заключается только в его лени и неаккуратности в обучении.
- Что такое образование с точки зрения природосберегающего подхода? Это представление зародилось в глубокой древности и укрепилось в то время, когда ученые начали изучать геном человека. Выявлено, что все люди имеют свой генотип (что это?), от которого зависят способности.
Каждый человек наделен определенными задатками, и их успешное развитие требует особого подхода, соответствующего характеру ученика.
Формы обучения
Современная система образования в России предполагает 5 форм воспитания личности:
- Полный рабочий день (традиционный) – ученик ходит в школу как на работу: каждый день, кроме выходных (школьники, студенты).
- Заочная – материал, предоставляемый учебным заведением, изучается самостоятельно на дому, возможно посещение специальных конференций и семинаров (что это такое?), сдача экзаменов очно. Заочная форма дает студенту возможность работать и учиться одновременно.
- Экстернат — самостоятельная работа с аттестацией в образовательном учреждении. При этом студент может сдавать экзамены программ за 2 и даже 3 года одновременно (или в течение года.
- Индивидуальный план обучения: составляется в соответствии со способностями ученика.
- Дистанционная форма: процесс обучения осуществляется дистанционно с использованием сети Интернет. Когда-то такая форма создавалась с помощью писем, отправляемых друг другу учеником и учителем. Сейчас это называется вебинары (что это такое?).
Отрасли (виды) образования
Обучение по направлению обычно делят на отрасли (виды):
- психологическое образование;
- радиотехника;
- архитектурный;
- юридический;
- математический;
- художественный;
- исторический;
- духовный;
- экономический;
- бизнес;
- военный;
- педагогический;
- музыкальный;
- врач;
- энергия;
- сельскохозяйственный;
- транспорт;
- здание;
- гора;
- естественные науки;
- журналистский.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)