Что такое коучинг простым языком

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Ответить на вопрос, что такое коучинг, совсем несложно, ведь он сочетает в себе все известные методики, принципы и подходы, направленные на всестороннее развитие человека.

При этом он не повторяет ни один из существующих методов, а предлагает принципиально новый подход к максимально полному раскрытию потенциала конкретного человека.

Одно из лучших определений коучинга дал педагог из Гарварда Тимоти Голуэй:

коучинг не учит, а помогает учиться.

Эта технология позволяет правильно расставлять приоритеты в жизни, определять достойные цели и достигать их.

История возникновения коучинга

Термин коучинг (coaching) происходит из английского языка, где ему соответствовал процесс подготовки студента к сессии (в дословном переводе он означает «обучение», а коуч — соответственно тренер).

На языке Оксфордского университета тренером называли человека, который помогал готовиться к экзаменам. Важно не учить, а лишь помочь подготовиться к родам.

Английский термин карета происходит от венгерского имени koch, запряженного лошадьми. Итак, о коучинге можно сказать, что это инструмент, помогающий человеку быстрее двигаться по пути к намеченной цели.

Позже термин тренер вошел в спортивный лексикон, а сегодня им обозначают специалистов, работа которых связана с репетиторством, консультированием и инструктажем.

Как профессия коучинг сформировался в 90-х годах 20 века, после чего стал охватывать все сферы человеческой деятельности. Профессиональное обучение по данной методике осуществляется в форме тренингов и консультаций на основе:

  1. гуманистический подход в психотерапии;
  2. работа Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте;
  3. сократовские методы диалога;
  4. методические разработки главных спортивных тренеров.

Обязательно следует обратить внимание на прямую зависимость между результатами, достигнутыми тренировками, и физическим и психическим здоровьем человека, поэтому рекомендации опытных тренеров должны учитываться опытными тренерами.

Что это такое простыми словами

Максимально полно сущность этого направления в формировании лидера определил Тимоти Гелви

— это достижение максимальной работоспособности человека за счет полного раскрытия его внутреннего потенциала.

Именно формирование мышления, направленного на использование заложенных в человеке способностей, можно считать главной целью коучинга. Это отличает его от репетиторства, репетиторства и других методов.

Ниже приведены очень простые и понятные определения коучинга, каждое из которых раскрывает его суть, но с разных точек зрения:

  1. это беседа, направленная на самореализацию человека, содержание которой определяет обучающийся, а ход определяет тренер;
  2. это создание в ходе непринужденной беседы обстановки, облегчающей продвижение человека к цели;
  3. это процесс создания условий для максимально полного раскрытия личностных качеств клиента.

Эта концепция очень хорошо сформулирована в книге Майлза Дауни «Эффективный коучинг:

«Коучинг — это искусство помогать другому человеку работать, учиться и развиваться».

Имейте в виду, что профессионал никогда не предлагает нестандартных решений или методик, даже если вы о них знаете. Именно пробуждение ваших внутренних способностей и талантов в обученном человеке можно считать основной задачей, для решения которой приглашаются коучи (могут использоваться методы психологии, например, популярный гештальт-подход).

Эффективность профессиональной деятельности коуча определяется его умением направить беседу в нужное русло, задавая вопросы, подталкивающие обучаемого к принятию решений. Клиент должен сформулировать для себя цель и найти наилучший способ ее достижения, иначе цель тренинга не будет достигнута.

Основные типы коучинга

Техника активации внутреннего потенциала настолько эффективна, что применяется во всех сферах деятельности человека. Сегодня основные адреса:

  1. лайф-коучинг — улучшить жизнь клиента во всех ее проявлениях. Особенно эффективен с людьми, которые занимают активную жизненную позицию, но по каким-то причинам не находят выхода в сложной ситуации. Это не возможность переложить ответственность выбора решения на тренера, а получить исключительно методическую помощь;
  2. управленческий коучинг – направлен исключительно на руководителей крупных компаний, принимающих ответственные решения. Особенность работы руководителя в том, что в управляемой компании он не имеет права быть некомпетентным в каком-либо вопросе. Вы должны решать проблемы с незаинтересованным специалистом в условиях строгой конфиденциальности;
  3. бизнес-коучинг является разновидностью управленческого коучинга, но охватывает специалистов, подотчетных высшему руководству. Как правило, подмастерья обладают широкими полномочиями по реализации принятых решений, но только после одобрения и проверки начальником.

Эти типы охватывают все основные рабочие зоны современных тренеров. Есть много других направлений, но именно в бизнесе эффективность работы с коучем приносит ощутимые результаты, часто выражающиеся в больших суммах прибыли.

Тренировки по спорту очень интересны. Здесь достижения наставника могут быть гораздо скромнее, чем у подопечного. В то же время помогает правильно поставить цель и определить методы ее достижения.

Физические данные в спорте значат многое, но опыт наставника может значительно сократить путь к рекордным результатам. В бизнесе все точно так же.

Эффективность работы коуча

Все чаще владелец бизнеса или его руководитель выбирает коучинг для повышения эффективности работы, ведь такое решение позволяет максимально полно использовать потенциал его основных специалистов.

Индивидуальные или групповые занятия с топ-менеджерами рассчитаны не столько на решение текущих задач, сколько на постановку новых целей и разработку стратегии их достижения. Эффективность проводимых тренировок и занятий определяется просто и понятно: достигнут результат или нет.

Важно понимать, что ответственность за процесс коучинга лежит на коуче, а клиент несет полную ответственность за результат.

Если клиент займет максимально активную позицию в постановке целей и поиске решений, результат будет достигнут. Чтобы оказать максимально возможную помощь клиенту в процессе работы, тренер должен обладать определенными качествами, основными из которых являются:

  1. общительность и толерантность, без которых невозможно объективно оценить собеседника и смириться с его проблемой;
  2. хорошее понимание процессов, происходящих в конкретной компании и отрасли в целом;
  3. психологическая совместимость с обучаемым, без которой не получится эффективное сотрудничество.

Клиент должен быть уверен при выборе коучинга, что данное мероприятие принесет прибыль. Обучаемый должен быть морально, физически и психологически готов к работе над повышением своего потенциала.

Если нет ответа от обучаемого, то обучение не пройдет:

Задача тренера помочь раскрыть скрытые возможности человека, но он должен захотеть сделать это сам. Вложение больших денег в коуч-сессию возможно только в том случае, если руководитель осознал суть решаемой проблемы или необходимость определения новых целей.

Коучинг – это не работа над ошибками, а создание оптимальных условий для активизации всех возможностей, заложенных в человеке природой.

В процессе работы создается приятная атмосфера для беседы, в которой студент:

  1. CAM формулирует проблему;
  2. CAM ищет оптимальное решение;
  3. CAM определяет этапы реализации.

Итого

Хороший коучинг — это то, чего нельзя достичь в одиночку. Этот метод совместного поиска решений самых сложных задач не только эффективен, но и важен для формирования твердой уверенности в себе у руководителя.

На практике решение появляется само по себе, но при очень тонком взаимодействии с тренером. При этом обученный специалист вправе заявить об авторстве найденного решения проблемы, что тоже очень важно.

Независимо от результата, тренировка формирует у человека уверенность в собственной уникальности и таланте.

Как правило, коучей нанимают тех, кто уже доказал свою способность эффективно решать сложные технические, технологические или организационные задачи, но нуждается в небольшом толчке для полного раскрытия своих возможностей. Чем выше ранг ученика, тем больше он нуждается в непредвзятой оценке своих достижений и помощи в поиске путей дальнейшего личностного роста.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть