Семантика как раздел лингвистики
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Школьная программа по русскому языку в основном ориентирована на изучение грамматики.
В центре внимания находится оболочка или, как сказали бы сами лингвисты, «план выражения». Контент-план, в свою очередь, чаще остается за кадром.
За это отвечает семантика, раздел языкознания, о котором мы сегодня и поговорим. О сути, теме, истории развития — в этой статье.
Семантика — это…
Чтобы понять, что такое семантика, удобно обратиться к происхождению этого слова. Оно имеет древнегреческие корни: σημαντικός, которое в привычной нам транслитерации (что это такое?) читается как семантикос, дословно переводимое на русский язык как «значащий» или «обозначающий».
В любом случае в термине есть элемент «смысла». В качестве термина это слово использовалось во французской лингвистике (семантике). Его автор — Мишель Бреаль. Термин вошел в русское языкознание по кальке.
На данный момент его трактовка такова:
Семантика – это раздел лингвистической науки, изучающий семантическое значение языковых единиц.
Материальные единицы языка делятся на две категории: односторонние и двусторонние. Первые имеют только один план выражения. Последние имеют собственное значение, то есть наделены семантикой. Эти единицы включают в себя:
- морфемы,
- слова,
- грамматические формы слова,
- фразеологизмы,
- фразы (что это?),
- предложения (что это?).
Набор этих единиц можно оспорить. Например, некоторые современные ученые опускают фразы и Ю.С. Степанов (видный русский семиотик) не включил морфемы в этот список, составив статью для энциклопедии «Русский язык» (1979).
Этот термин имеет и другое значение, исторически и логически первичное:
Семантика – это значение или значения единиц языка, их содержательная сторона.
Кроме того, учитывается возможность сочетания разных фраз в одной статье путем анализа результатов поиска по этим запросам. Если успешные конкуренты (попавшие в поисковую выдачу) объединят их, то и вы сможете.
История семантической науки
Значение слов, а уж тем более словосочетаний и предложений – дело довольно субъективное. И если основные значения сегодняшних слов зафиксированы в словарях, то более сложные единицы зачастую могут трактоваться по-разному.
Вопрос об истинном значении сказанного, о происхождении смыслов, об отношении словесного панциря к бытию и мышлению волновал наших предков с древних времен.
Дискуссии (что это?) античных философов, работы средневековых схоластов, работы их более поздних коллег — все это примеры решения и обсуждения именно смысловых проблем.
Как отдельный раздел языкознания семантика начала складываться гораздо позже. Произошло это во второй половине XIX века. Именно тогда лингвисты взялись за изучение «психологии» языка и обратились к аспекту познания.
Перед учеными тех лет вставали вопросы о правильном понимании сказанного или написанного.
Его работы не были чисто лингвистическими, они углублялись в психологию, а значит, его объективность ставилась под сомнение.
Семантической стороне единиц уделялось больше внимания в 1920-е годы. На данном этапе актуальными были следующие положения:
- Объективный мир — это совокупность событий и фактов, а не вещей. В этом смысле в качестве основной смысловой единицы вместо слова было выбрано предложение.
- Слова делятся на те, которые имеют экстралингвистические связи, апеллируют к действительности и могут быть объяснены через их демонстрацию (заяц бежит). Другие являются продуктами языка, в большинстве из них они могут быть преобразованы в первичные (бегущий заяц).
- Главной задачей семантики в то время было описание исходных значений, до которых могут быть возведены все остальные. У этих значений есть имя: это «семантические примитивы».
В 1950-х и 1970-х годах в семантической науке, основанной на логическом анализе, стали применяться обычные для лингвистики того времени методы. Например, Витгенштейн (философ) писал, что значение слова заключается в его употреблении, а не в фиксации связи с конкретным предметом.
Наконец, к 1970-м годам сформировался комплексный подход. Для изучения связи языковых единиц с экстралингвистическими явлениями использовались методы оппозиции и компонентного анализа.
Распределительный и трансформационный анализ стал актуален для обозначения связи между единицами. На этом основан современный подход к семантике или, как ее еще называют, семасиологии.
Значение языковой единицы как объект семантики
Главным для семантики является значение слова или другой языковой единицы.
Остановимся на этом подробнее. Ввиду большого количества этих единиц, а тем более их значений, существует несколько распределений. Наиболее востребованы следующие классификации языковых значений:
- По функциям:
- Именительный.
- Значительный.
- Дейктический.
- Выразительный.
- Коммуникативный.
- Согласно источнику информации, которая выражена на внешнем корпусе агрегата:
- Цель (источник — целевой мир).
- Субъективное (источник — сознание).
- Структурный (языковая структура).
- По пропорции внутри языковой системы выделяют следующие категории (в отличие от предыдущих пунктов, они не противопоставлены друг другу между позициями):
- Синонимы являются антонимами.
- Однозначный — многозначный.
- Производные — производство.
- Мотивированный — немотивированный.
- Прямой — портативный.
- Речь — язык.
- Применительно к структуре общества, к профессиональной деятельности человека реальными противопоставлениями являются:
- Литературный — сленг (в том числе сленг) — диалект.
- Распространенное — профессионализм (что это такое?).
- Термины являются образными выражениями.
Слово с одним и тем же планом выражения, оболочка, может быть семантически соотнесено с разными категориями.
Контент-план в студии всегда сложнее, субъективнее. Вот чем интересна семантика как наука.
Самый логичный подход к его изучению обречен на провал. Поэтому этот раздел языкознания имеет наиболее тесную связь с когнитивистикой и психолингвистикой, столь популярными сегодня.
Но это совсем другая история…
Хорошую, но длинную лекцию об истории и современности семантики можно найти здесь: