Методология — что это, ее назначение и виды

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Людям, как биологическому виду, присуще стремление узнавать что-то новое, познавать окружающую действительность.

У кого-то она меньше, у кого-то больше, но это не имеет значения.

Чем больше человечество узнает, тем больше неизвестного открывается перед ним.

Чтобы не упустить что-то важное, люди стали проводить процессы изучения какого-либо предмета по определенным схемам, правилам, методам (чтобы не «упустить»), создали особое учение, которое назвали методологией.

Сегодня мы подробно рассмотрим, что такое методология, на чем она основана, и подробно рассмотрим методологию научных исследований.

Методология — это …

«Методология» по-гречески (μεθοδολογία) означает «учение о методах».

Если трактовать понятие несколько шире, то методология – это учение о методах, способах, алгоритмах проведения исследования объекта.

Методологию можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. методология как система определенных методов и алгоритмов исследовательских процессов;
  2. как наука, изучающая предыдущую систему.

В качестве объекта методологии могут выступать все виды человеческой деятельности.

Например, точные науки, искусство, философия, религия, практическая и художественная деятельность. И это логично, ведь абсолютно все вокруг нас является предметом изучения, и процесс изучения должен осуществляться по определенному алгоритму.

Структура методологии

Следующая диаграмма — наглядное представление того, из чего состоит методика, то есть ее структура (какая она?):

Методология является основой любого исследования, независимо от его объекта.

На этом этапе выстраивается система организации исследовательского процесса, то есть определяются принципы и методы теоретической деятельности применительно к анализируемому объекту.

Следующий уровень – методы исследования. Это определение методов, которыми будет проводиться анализ (как это?) от исходных теоретических представлений об объекте исследования.

Заключительный уровень методологии — методы исследования. Это практическое выражение методов, разработанных для изучения объекта.

Таким образом, при изучении любого объекта выстраивается следующая алгоритмическая цепочка:

Методология → Методы → Методология

Именно эта последовательность имеет право на существование.

В двух словах методология — это разработка стратегии, а методы и приемы — это тактика реализации стратегии.

Как правило, люди, далекие от исследовательской деятельности, считают приведенные термины синонимами. Но это не так, и теперь вы можете увидеть разницу, взглянув на диаграмму выше.

В качестве наглядного примера того, как с помощью методики осуществляется дифференцированный подход к изучению объекта, приведу схему методики изучения истории:

Вывод: методика – это организация деятельности по изучению объекта. Организация деятельности предполагает ее организацию в единую систему, объединяющую характеристики деятельности, ее структуру и процесс выполнения.

Методология научного исследования

Рассмотрим основные принципы методологии на примере методологии научных исследований.

Целью всей научной деятельности является получение нового результата, нового знания. Эта деятельность должна быть организована, то есть должна быть создана определенная методология для получения этого нового результата (разработана стратегия).

Тактика достижения заявленной цели (проведение любого научного исследования) предполагает использование различных методов (помните цепочку: «Методология → Методы → Методология»).

При проведении научных (и иных) исследований используются определенные методы (как в единичном применении, так и в комплексе).

Рассмотрим их немного подробнее. Примечание: Перечисленные ниже методы являются общими не только для научных исследований, но и для изучения объектов из других областей человеческой деятельности.

  1. Анализ. Суть этого метода заключается в том, что анализируемый объект мысленно или практически разделяется на составляющие его элементы. Затем анализируется каждый из элементов. Например, чтобы понять, что такое соль с точки зрения химии, нужно разбить формулу соли на два компонента: натрий и хлор, а затем обсудить свойства этих элементов по отдельности.
  2. Синтез. Сущность — составные элементы изучаемого объекта мысленно или практически объединяются в единое целое и уже в таком виде (в синтезе) подлежат исследованию. Например, показатель себестоимости продукции (что это?) рассчитывается как сумма затрат на ее производство. Поэтому этот показатель представляет собой сумму частностей и изучается в целом.

    Методы синтеза и анализа обычно применяются вместе.

  3. Индукция. Суть метода: есть факт (например, бабочки прилетели на сладкий сироп) → делается обобщение (бабочки любят сладкий сироп). Но выводы, сделанные по индукции, не всегда верны. Возьмем наш пример: бабочкам может не нравиться вкус сиропа, но им нравится его цвет. Следовательно, мы сделали неверный общий вывод из частного случая.
  4. Вычет. Это процесс, обратный индукции, то есть общая идея переносится на частное. Пример применения дедуктивного метода: известно, что перед дождем ласточки летают низко над землей. Сейчас ласточки летают низко, так что скоро пойдет дождь.

    Методы дедукции и индукции также применяются в сочетании. Если в поисках истины (как это?) методами индукции и дедукции мы приходим к одному и тому же выводу, то наше суждение о чем-либо истинно.

  5. Аналогия. Метод заключается в том, что на основе знаний о каком-то объекте мы переносим эти знания на другой объект, имеющий сходные свойства (характеристики, признаки) с исходным. Как пример: русская пословица, основанная на методе аналогии: «Кто ест, тот и работает».
  6. Моделирование. Суть метода: заменить исследуемый объект созданной моделью и провести исследование по отношению к этой модели. Например, вращая земной шар вокруг своей оси, можно имитировать движение Земли, процесс смены дня и ночи.
  7. Абстракция. Суть — при изучении объекта исследования не учитываются его несущественные признаки и характеристики. Это позволяет провести более полное исследование. Например, когда мы изучаем роль средств массовой информации (СМИ) в жизни общества, мы не изучаем какую-то конкретную газету или журнал, а считаем СМИ абстрактными.
  8. Спецификация. Суть метода — изучение объекта исследования при условии максимального наделения его специфическими характеристиками и свойствами при определенных условиях внешней среды. Это противоположность абстракции. Например, при применении метода абстракции мы рассматриваем стол как предмет мебели, а при уточнении наделяем рассматриваемый предмет характеризующими его свойствами и признаками и изучаем не только «стол», но, скажем, , «стол».
  9. Объяснение. Метод состоит в том, чтобы дать объекту исследования объективную оценку на основе имеющихся фактов. Например, учитель разъясняет учащимся конкретную тему своего предмета, опираясь на достоверную информацию, достоверные факты.
  10. Формализация. Суть метода: отражение функций, характеристик объекта исследования в искусственной среде знаков, формул и т д. Например, изучение физических явлений путем их описания в формате математических формул и графиков.
  11. Наблюдение. Метод предполагает последовательное наблюдение за объектом исследования и фиксацию происходящих в нем качественных или количественных изменений. Например, учитель наблюдает за ростом уровня знаний своих учеников в течение учебного года.
  12. Испытать. Этот метод заключается в проведении серии экспериментов над объектом исследования с параметрами, установленными экспериментатором, и наблюдении за происходящими качественными и количественными изменениями в динамике. Оно отличается от наблюдения тем, что экспериментатор не просто фиксирует происходящие изменения, а специально устанавливает определенные параметры.
  13. Измерение. Суть метода заключается в фиксации численного значения характеристики исследуемого объекта. Например, при испытании нового автомобильного двигателя измеряются все его характеристики (частота вращения системы зажигания, скорость и температура нагрева и т д).

Краткое резюме

Методология – это наука. Чем четче и детальнее разработана методология любого направления деятельности человека, тем эффективнее будут результаты проводимых исследований.

Читайте наш блог, вы пополните свою копилку полезной информацией!

Автор статьи: Елена Копейкина

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть