Дидактика — что это (определение), задачи и основные категории

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Педагогика – это наука об образовании и воспитании.

В ней выделяют несколько направлений, среди которых дидактика играет одну из важнейших ролей.

Сегодня мы поговорим об этом разделе теории образования, о его объекте, предмете, задачах и категориях.

Дидактика — это…

Как обычно, ученые предлагают разные интерпретации. Но все определения сходятся в одном значении:

Дидактика — раздел (раздел) педагогики по теории обучения и воспитания человека.

Слово-термин восходит к греческому διδακτικός (дидактика), что, в свою очередь, переводится как «учение». Но возник он не в древности, а гораздо позже.

Впервые эту лексему употребил в своих трудах Вольфганг Ратке (1571-1635), известный педагог из Германии. Он интерпретировал этот термин как «искусство обучения».

Почти современник Ратке Ян Амос Коменский также называл дидактику «универсальным искусством обучения всех всему». Иоганн Гербарт, живший на 2 века позже, укрепил место этого раздела в педагогике.

Это придало дидактическому направлению статус теории (читай науки). Но, несмотря на эволюцию трактовки, суть явления оставалась (и остается) неизменной:

дидактика в педагогике является ключом к решению проблем обучения и воспитания.

С объяснением лексемы все более-менее унифицировано. Но по основному вопросу дидактики господствуют три взгляда:

  1. «В чем суть образования и воспитания?» (Вендеровская)
  2. «Как протекает мышление учащегося в процессе изучения темы?» (Уилман)
  3. «Чему и как учить?» (Гребенев)

Каждое из этих мнений имеет право на существование и лоббируется уважаемыми группами педагогов.

Объект и предмет изучения

В целом предмет дидактики можно назвать обучением. Но ситуация осложняется сложной структурой этого раздела педагогики.

«Частная дидактика» как компоненты единой теории имеет свои объекты.

Например, для методики преподавания физики объектом будет преподавание этого предмета. По методике передачи знаний в высшей школе — студенческому обучению.

Объектом дидактики является связь и взаимодействие между передачей и приобретением знаний, то есть между обучением (человек — учитель) и обучением (человек — ученик).

Функции и задачи дидактики в педагогике

Выделяют две ключевые функции педагогической науки:

  1. Теоретическая. Дается обоснование, систематизация и обобщение педагогического опыта, закономерностей, механизмов развития личности в процессе обучения. Другими названиями функций являются прогноз и диагностика.
  2. Практичный. Он предполагает разработку проекта педагогической деятельности, содержания, методов, форм обучения в соответствии с установленными дидактическими целями. Иногда его называют нормативным или инструментальным.

На практике эти функции взаимосвязаны.

Говоря о задачах дидактики, необходимо подойти к этой теме с точки зрения синхронии и диахронии. На протяжении всей истории отрасли перед ней стояли следующие задачи:

  1. Определить содержание воспитания новых поколений.
  2. Найдите наиболее эффективные способы передачи полезных знаний, навыков и умений.
  3. Объясните закономерности этого процесса.

Для современной дидактики, помимо формирования названного феномена, актуальными являются следующие задачи:

  1. Обосновать и конкретизировать принципы организации обучения, определить пути и методы развития самостоятельности в познании, активности и инициативы учащихся.
  2. Выделите критерии отбора содержания образования в связи с существенной перегруженностью учебных программ (а, следовательно, и учебников) слишком сложным и второстепенным материалом.
  1. Изучить функции и структуру методов и форм обучения.
  2. Отслеживайте междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, чтобы обновлять базовые знания и систематизировать их.
  3. Обеспечить баланс социальных и личных целей в процессе обучения.
  4. Разрабатывать новые технологии обучения.

Это и есть преподавание 21 века. Его столпы – личность, независимость и технический прогресс.

Категории дидактики

Основные категории дидактики строго ограничены списком:

  1. Образование. Взаимодействие учителя и ученика для достижения конкретной цели.
  2. Образование. Личностное развитие в аспекте (что это?) интеллекта и культуры через обучение.
  3. Обучение. Деятельность учителя организована и направлена ​​на достижение цели.
  4. Обучение. Самостоятельная деятельность студента, направленная на получение знаний с использованием материала, полученного от преподавателей.
  5. Знание. Теория полученная в процессе обучения. В него входят результаты мыслительной деятельности, идеи, выводы, которые студент получил в результате обучения.
  6. Способность. Использование знаний на практике, владение методологией в науке или профессии.
  7. Способность. Хорошо развитый навык, закрепленный в практических условиях.
  8. Цель. При чем тут система образования? Цель определяет структуру обучения.
  9. Содержание. Чему учить школьника согласно дидактике.
  10. Организация. Системное построение образовательно-воспитательного процесса.
  11. Форма. Метод организации педагогического процесса с учетом специфики конкретной ситуации.
  12. Метод. Способ решения задач в процессе обучения для достижения основной цели.
  13. Середина. Объект, используемый во время обучения. Речь идет не только о физических инструментах, таких как учебники или оборудование, но и о личных навыках учителя.
  14. Результат. Достигнутый уровень на пути к поставленной цели.

Таким образом, мы определили место дидактики в педагогике, ее определение, объект, предмет, функции, задачи и основные категории. Подробнее читайте в трудах самих мастеров.

Рекомендуем прослушать интересную конференцию о разнице между современной и традиционной дидактикой:

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть