Что такое теология
Здравствуйте уважаемые читатели блога.
Религия оказывает огромное влияние на жизнь человечества даже сейчас, когда космические корабли бороздят просторы Вселенной, а ученые на Большом адронном коллайдере открыли «частицу Бога».
Правда, поначалу его называли «проклятой частицей» — «проклятая или проклятая частица», но вопрос о Боге — самый «проклятый» из всех, с которыми сталкивались люди за всю историю нашей цивилизации.
Накал страстей не угасает: прямо сейчас на нашей планете ведутся страшные войны за веру.
* «Богословие — это всегда беседа с Богом».
Протоиерей Георгий Завершинский
Феномен религии и веры изучается философией, религиоведением и историей. Но есть и другая дисциплина, демонстрирующая видение веры изнутри, основанное на догматах и священных книгах, присущих определенной религии.
Это богословие, наука о религии с точки зрения верующих. Об этом мы поговорим в этой статье.
Теология — это…
Богословие — это древнегреческое слово θεολογία, которое буквально означает «слово о Боге» (θεός — Бог и λόγος — слово). В русском языке наряду с греческим термином употребляется его синоним — богословие.
Богословие – это наука о человеке, изучающая Бога и веру в Бога. Но познание Господа в богословии нельзя назвать беспристрастным. Это познание религиозного образа мира изнутри.
Богослов истолковывает Слово Божие и понимает первопричину всего сущего из постулата о существовании Бога, из догматов, признанных церковью. При этом Бог, вера и догмы для каждой религии будут разными.
Теология больше занимается тремя теистическими религиями, которые признают существование Бога-творца: иудаизмом, христианством и исламом.
Основное отличие теологии от религиоведения заключается в позиции исследователя. Религиовед стоит, так сказать, над субъектом, анализирует форму и содержание, ищет сходства, различия и закономерности в развитии религиозных институтов. Даже атеист может заниматься религиоведением, но вряд ли теологией.
«Богословие есть наука в высшем смысле и о высших вещах».
Альбертус Магнус , средневековый немецкий богослов
Разум и мысль в богословии подчинены вере и необходимы как инструменты для толкования «слова Божия». Истины Откровения не могут быть поняты разумом.
История термина теология
Термин «теология» возник в Древней Греции. Оно использовалось, когда речь шла о происхождении и жизни многочисленных античных богов, то есть скорее в смысле мифологии.
Аристотель, например, называл Гомера богословом. В то же время у Аристотеля новое значение теологии как «первой философии», исследующей глубинные причины бытия, сегодня мы называем метафизикой.
* Древние боги
На ранних стадиях христианства богословы не использовали термин «теология», потому что не хотели никаких ассоциаций с языческими мифами. Но постепенно это слово все же вошло в христианскую литературу.
Уже во II-III веках богословие начинает пониматься как богопознание и богопознание, но не интеллектуальное, а интуитивное, мистическое.
Схоластика родилась в средние века, это теология, интегрированная в философию. Вырисовывается смысл богословия, более привычного нам как упорядоченной системы понимания веры.
Очень важную роль в этом сыграл итальянский богослов-схоласт Фома Аквинский (1225-1274), посвятивший себя систематизации рассуждений о христианской вере. Наряду с термином «теология» он употребляет синоним sacra doctrina — священное учение.
«В то время как предметы других наук могут быть обозначены только словами, особенность этой науки состоит в том, что ее предметы обозначаются словами так же, как и сами знаки».
Фома Аквинский, «Сумма богословия»
* Сандро Боттичелли, Святой Фома Аквинский
В то же время в Европе развивается сеть университетов, где вершиной образования становятся богословские факультеты. Появляется звание магистра богословия, полученное человеком, занимавшим важное положение в средневековом обществе.
Ренессанс с его гуманизмом обозначил свои акценты в понимании богословия.
Философ, «князь гуманистов» Эразм Роттердамский (1469-1536) настаивал на том, чтобы эта наука не ограничивалась логическими размышлениями о Боге и систематизацией божественного. Богословие охватывает не только рациональную сторону человека, но и эмоциональную: чувства, душу, эмоции, страсти.
Мартин Лютер (1483-1546), последователь и противник Эразма Роттердамского, считал, что богословие не должно быть теоретической наукой. Это практическая дисциплина, основанная на отношениях между Богом и человеком.
Два полюса теологии
Биполярная структура богословия заложена в самом названии термина. Он предлагает две интерпретации.
- С одной стороны, это «Слово Божие», то есть иррациональное Откровение.
Откровение Бога – это различные проявления Бога и Его воли в человеческом мире. Само существование этого мира есть Божественное откровение. Одной из важных составляющих Апокалипсиса являются священные тексты.
У каждой религии она своя: Библия у христиан, Тора у евреев, Коран у мусульман, даже в индуизме есть священные книги, которые можно отнести к боговдохновенным, например, четыре Веды.
*Священные книги: Тора, Библия, Коран
- С другой стороны, это «слово о Боге», то есть рациональные попытки расшифровать, объяснить и систематизировать Откровение.
Эта биполярность составляет главную внутреннюю проблему богословия. Теистические религии характеризуются личным общением с Богом. Верующий стремится увидеть лик Божий, а всевидящий Бог постоянно наблюдает за человеком, требует от него исполнения его воли.
В такой ситуации ценой ошибки неверное и еретическое толкование Божественного Откровения приобретает для человека катастрофический сценарий, так как делает невозможным его Спасение.
Логика, холодный разум, призванный в богословии объяснять и истолковывать Откровение, предполагает оторванное от предмета познания видение. Но это немыслимо для верующего, так как у него слишком интимные отношения с этим самым «предметом».
Таким образом, появляется другая точка зрения, что богословие есть диалог между человеком и Богом.
Бог непостижим, он не может стать объектом логического анализа. Мы не можем говорить о нем, но мы можем поговорить с ним.
Теология в современной России
Система образования в России отличалась от европейской своими средневековыми университетами, которые создавались ради богословских факультетов. В нашей стране христианская наука о Боге была выделена в отдельную структуру: богословские школы, семинарии и академии. Здесь формировалось духовенство.
* Ярославская духовная семинария
XIX и начало XX века ознаменовались в России появлением целой звездной плеяды философов и богословов. В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев — эти имена представителей русской религиозной философии известны во всем мире.
Но с приходом Советской власти богословие в России было истреблено: богословы уничтожались физически, закрывались духовные семинарии и академии, уничтожались храмы. Наступила эпоха воинствующего атеизма.
В западных университетах богословские факультеты долгое время остаются частью светских университетов. Это дань традиции. Теологии в российских светских вузах в принципе никогда не было, поэтому отношение к этой дисциплине в научных кругах весьма неоднозначное.
Первый шаг к интеграции богословского направления в систему высшего образования в России был сделан лишь в 1992 г., а в 2015 г появилась научная специализация «Богословие». В то же время возрождается традиционное богословское образование.
Автор статьи: Елена Румянцева