Что такое педагогика — ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Термин «педагогика» имеет древнегреческие корни и дословно переводится как «воспитание детей».

Интересно, что в Древней Греции рабов, заботившихся о детях, называли господами.

Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому их можно было использовать только как наблюдателей за ребенком (вождение в школу, контроль за выполнением заданий и т)

Педагогика — это…

Педагогика как наука возникает из недр философии примерно в 17 в., благодаря мыслителям того времени Ф. Бэкону и Я. Коменскому.

В настоящее время это научное направление, которое занимается воспитанием и обучением человека. Она имеет множество ответвлений и сотрудничает с другими самостоятельными науками.

Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности посредством ее воспитания и обучения.

Объектом этой науки являются условия, способствующие развитию личности в процессе деятельности.

Другими словами, педагогика изучает процесс формирования человека.

В каких контекстах может употребляться слово «педагогика»:

  1. как взгляд на определенную идею обучения;
  2. направление научных исследований в области образования и развития;
  3. квалификация (какая?), связанная с образованием детей;
  4. учебный предмет в рамках профессиональной подготовки;
  5. способность человека разбираться в сложностях процесса обучения.

Функции науки

Педагогика выполняет 3 функции:

  1. Аналитический:
    1. исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий образовательного процесса;
    2. анализ и интерпретация деятельности учителя.
  2. Прогноз:
    1. строить цели и планы развития системы образования;
    2. эффективное управление учебным процессом.
  3. Проективно-конструктивный:
    1. создание и совершенствование воспитательных и обучающих методик;
    2. применять их на практике;
    3. образовательный процесс с помощью научно-методических приемов.

Задачи педагогики

По мнению профессора В. В. Кумарина, педагогика — это наука, целью которой является решение таких задач:

  1. Воспитание личности – это выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.

    С раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо, а что такое плохо: говорят о честности, доброте, дружбе и т д., объясняют, как нужно и не следует себя вести с другими.

    Главное здесь, чтобы ребенок не только понимал, что такое, например, порядочность, но и был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.

  2. Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию.
  3. Выявление потребностей общества в той или иной форме образования в данное время (например, интересы детей 90-х годов явно отличаются от интересов современных детей).
  4. Создание условий, удовлетворяющих существующие потребности личности и всего общества (что это такое?), с целью гармоничного развития, воспитания и образования.

Методы обучения

Современная классификация методов обучения в педагогике основана на источнике знаний.

Таким образом, сегодня у нас есть 8 методов обучения:

  1. Вербальное: обучение через слова. Это самый популярный способ передачи знаний, так как требует минимум времени.

    Сюда относятся односторонние формы метода — рассказывание и лекции (преподаватель говорит, слушатели молчат) и активные — беседа и дискуссия (диалог рассказчика и слушающей аудитории развивает интерес последней к обсуждаемой теме).) исследование).

    Вербальный метод включает также самостоятельную работу с книгами, которая развивает память, мышление и внимание учащихся.

  2. Практическая: активная работа учащихся по приобретению навыка. Этот метод включает в себя:
    1. практические и умственные упражнения;
    2. лабораторные работы и практики на любом оборудовании;
    3. обучающие игры — обучение в процессе моделирования изучаемого явления.
  3. Зрительный: восприятие материала осуществляется через органы чувств (слух, зрение и др.), что гарантирует успешное усвоение (какой?) информации. Визуальные методы делятся на:
    1. иллюстрации (фотографии, плакаты, таблицы, рисунки);
    2. демонстрации (фильмы, визуальные опыты, опыты).
  4. Эвристический метод – он сводится к открытым вопросам преподавателя, чтобы учащиеся свободно искали правильный ответ, тем самым развивая свое мышление. Это могут быть конкурсы, творческие конкурсы, олимпиады, интерактивные игры.
  5. Проблемный метод немного похож на эвристический метод. Его суть заключается в моделировании проблемной ситуации или задачи, которую учащиеся должны решить самостоятельно. Поиск решения активизирует мыслительный процесс, что приводит к следующим результатам:
    1. студент учится самостоятельному исследованию и решению проблем;
    2. доминируют навыки анализа (что это?) и размещения информации (что это?);
    3. развивать свое творчество.
  6. Исследования – никаких знаний о проблеме учитель не дает. Студенты изучают его самостоятельно, собирают информацию о нем, формулируют гипотезы (что это такое?) и проверяют их.
  7. Репродуктивная: учитель объясняет материал и принципы работы с ним (например, показывает, как решить задачу) и просит повторить. Самостоятельное выполнение одних и тех же действий способствует усвоению знаний.
  8. Самый дешевый метод, применяемый педагогикой, — объяснительно-иллюстративный. Он сочетает в себе устное изложение информации и ее демонстрацию наглядными средствами (учитель показывает буквы на плакате и называет их «по имени»).

    Этот метод чаще всего используется в процессе обучения детей детсадовского и младшего школьного возраста.

Основные категории педагогики

Основными категориями педагогики являются понятия, на которых базируется эта наука:

  1. Воспитание – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, моделей поведения, навыков и умений последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и др
  2. Образование – это понятие можно трактовать двояко:
    1. учебно-воспитательный процесс (математические исследования);
    2. результат процесса обучения и развития (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).
  3. Развитие – это медленный процесс качественных и количественных изменений личности (что это такое?), приобретения новых способностей и совершенствования старых.
  4. Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на овладение совокупностью знаний, ценностей, установок и умений последнего.

    Основная функция образования – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.

  5. Становление — развитие личности (кто это?) под воздействием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, положительными и отрицательными.

    Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет спонтанный и негативный опыт обучения.

    А если посещать музыкальную школу 3 раза в неделю, то приобретенное умение играть на фортепиано будет получено в рамках специально организованного положительного процесса.

  6. Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, целью которой является обучение, воспитание и воспитание.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть