Что такое педагогика — ее функции и задачи, методы обучения и категории педагогики
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Термин «педагогика» имеет древнегреческие корни и дословно переводится как «воспитание детей».
Интересно, что в Древней Греции рабов, заботившихся о детях, называли господами.
Как правило, эти люди ничего не умели делать физически, поэтому их можно было использовать только как наблюдателей за ребенком (вождение в школу, контроль за выполнением заданий и т)
Педагогика — это…
Педагогика как наука возникает из недр философии примерно в 17 в., благодаря мыслителям того времени Ф. Бэкону и Я. Коменскому.
В настоящее время это научное направление, которое занимается воспитанием и обучением человека. Она имеет множество ответвлений и сотрудничает с другими самостоятельными науками.
Предметом педагогики является процесс целенаправленного формирования и развития личности посредством ее воспитания и обучения.
Объектом этой науки являются условия, способствующие развитию личности в процессе деятельности.
Другими словами, педагогика изучает процесс формирования человека.
В каких контекстах может употребляться слово «педагогика»:
- как взгляд на определенную идею обучения;
- направление научных исследований в области образования и развития;
- квалификация (какая?), связанная с образованием детей;
- учебный предмет в рамках профессиональной подготовки;
- способность человека разбираться в сложностях процесса обучения.
Функции науки
Педагогика выполняет 3 функции:
- Аналитический:
- исследование, фиксация и изложение теории причин и следствий образовательного процесса;
- анализ и интерпретация деятельности учителя.
- Прогноз:
- строить цели и планы развития системы образования;
- эффективное управление учебным процессом.
- Проективно-конструктивный:
- создание и совершенствование воспитательных и обучающих методик;
- применять их на практике;
- образовательный процесс с помощью научно-методических приемов.
Задачи педагогики
По мнению профессора В. В. Кумарина, педагогика — это наука, целью которой является решение таких задач:
- Воспитание личности – это выработка определенных черт характера, привычек мышления и поведения.
С раннего детства родители объясняют детям, что такое хорошо, а что такое плохо: говорят о честности, доброте, дружбе и т д., объясняют, как нужно и не следует себя вести с другими.
Главное здесь, чтобы ребенок не только понимал, что такое, например, порядочность, но и был носителем этого качества, то есть использовал его, что называется, в деле.
- Выявление природных задатков и способностей, а также внутренних ресурсов, способствующих их развитию.
- Выявление потребностей общества в той или иной форме образования в данное время (например, интересы детей 90-х годов явно отличаются от интересов современных детей).
- Создание условий, удовлетворяющих существующие потребности личности и всего общества (что это такое?), с целью гармоничного развития, воспитания и образования.
Методы обучения
Современная классификация методов обучения в педагогике основана на источнике знаний.
Таким образом, сегодня у нас есть 8 методов обучения:
- Вербальное: обучение через слова. Это самый популярный способ передачи знаний, так как требует минимум времени.
Сюда относятся односторонние формы метода — рассказывание и лекции (преподаватель говорит, слушатели молчат) и активные — беседа и дискуссия (диалог рассказчика и слушающей аудитории развивает интерес последней к обсуждаемой теме).) исследование).
Вербальный метод включает также самостоятельную работу с книгами, которая развивает память, мышление и внимание учащихся.
- Практическая: активная работа учащихся по приобретению навыка. Этот метод включает в себя:
- практические и умственные упражнения;
- лабораторные работы и практики на любом оборудовании;
- обучающие игры — обучение в процессе моделирования изучаемого явления.
- Зрительный: восприятие материала осуществляется через органы чувств (слух, зрение и др.), что гарантирует успешное усвоение (какой?) информации. Визуальные методы делятся на:
- иллюстрации (фотографии, плакаты, таблицы, рисунки);
- демонстрации (фильмы, визуальные опыты, опыты).
- Эвристический метод – он сводится к открытым вопросам преподавателя, чтобы учащиеся свободно искали правильный ответ, тем самым развивая свое мышление. Это могут быть конкурсы, творческие конкурсы, олимпиады, интерактивные игры.
- Проблемный метод немного похож на эвристический метод. Его суть заключается в моделировании проблемной ситуации или задачи, которую учащиеся должны решить самостоятельно. Поиск решения активизирует мыслительный процесс, что приводит к следующим результатам:
- студент учится самостоятельному исследованию и решению проблем;
- доминируют навыки анализа (что это?) и размещения информации (что это?);
- развивать свое творчество.
- Исследования – никаких знаний о проблеме учитель не дает. Студенты изучают его самостоятельно, собирают информацию о нем, формулируют гипотезы (что это такое?) и проверяют их.
- Репродуктивная: учитель объясняет материал и принципы работы с ним (например, показывает, как решить задачу) и просит повторить. Самостоятельное выполнение одних и тех же действий способствует усвоению знаний.
- Самый дешевый метод, применяемый педагогикой, — объяснительно-иллюстративный. Он сочетает в себе устное изложение информации и ее демонстрацию наглядными средствами (учитель показывает буквы на плакате и называет их «по имени»).
Этот метод чаще всего используется в процессе обучения детей детсадовского и младшего школьного возраста.
Основные категории педагогики
Основными категориями педагогики являются понятия, на которых базируется эта наука:
- Воспитание – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, который направлен на формирование системы знаний, ценностей, установок, моделей поведения, навыков и умений последнего. Воспитание может быть умственным, трудовым, физическим и др
- Образование – это понятие можно трактовать двояко:
- учебно-воспитательный процесс (математические исследования);
- результат процесса обучения и развития (вы научились решать уравнения с одним неизвестным).
- Развитие – это медленный процесс качественных и количественных изменений личности (что это такое?), приобретения новых способностей и совершенствования старых.
- Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на овладение совокупностью знаний, ценностей, установок и умений последнего.
Основная функция образования – передача ценного опыта из поколения в поколение. Обучение является ядром образования.
-
Становление — развитие личности (кто это?) под воздействием различных факторов (внутренних и внешних), которые могут быть как специально организованными, так и стихийными, положительными и отрицательными.
Например, если ребенок, глядя на взрослых, научился курить, то это будет спонтанный и негативный опыт обучения.
А если посещать музыкальную школу 3 раза в неделю, то приобретенное умение играть на фортепиано будет получено в рамках специально организованного положительного процесса.
- Педагогическая деятельность – это профессиональная деятельность, целью которой является обучение, воспитание и воспитание.
Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)