Что такое обучение — функции, принципы и методы обучения

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Мы учимся всю нашу сознательную жизнь. Основой обучения являются знания, навыки и умения — все это цели, на достижение которых направлен процесс деятельности человека.

Этот процесс имеет свои законы, принципы, условия, которые необходимо знать для повышения его эффективности.

Определение — что это

До начала 20 века это понятие отождествлялось только с обучением и означало однонаправленный процесс передачи знаний и опыта от учителя к ученику. Позже в педагогике учение стали называть совместной деятельностью, двусторонним процессом, включающим как обучение, так и овладение предметом.

Таким образом, обучение представляет собой совместную и слаженную деятельность учащегося и учителя, направленную на усвоение и развитие учащимися знаний, навыков, умений и навыков.

  1. принцип научности — передача сведений, содержащих элементы фантастики, будет искажать картину мира и тем самым создавать вероятные трудности в дальнейшей жизни человека. Например, если вы скажете детям на уроке физики, что гравитации не существует, последствия могут быть очень ужасными;
  2. принцип доступности: знания должны соответствовать умственному уровню развития обучающихся, должны быть предоставлены в полном объеме;
  3. принцип связи жизни и обучения (зачем кошке знать, как работает дрель?);
  4. систематическим и последовательным: одни знания должны вытекать из других. В противном случае учащийся не сможет составить целостной и связной картины (при варке супа в кастрюлю сначала наливается вода, а не насыпаются в нее свежие овощи);
  5. принцип силы: знания должны приобретаться в течение длительного времени, становясь частью личности и проявляясь в ее поведении. Это требует мотивации последнего, его активной деятельности в самом процессе;
  6. визуализация процесса: материал должен быть представлен во всех возможных формах (мало объяснить учащимся, как делается табуретка, трудовик должен показать это на практике). Чем больше органов чувств задействовано, тем эффективнее будет процесс обучения;
  7. с учетом особенностей обучающихся – информация должна соответствовать возрасту обучающегося, его способностям и индивидуальным особенностям (дети с задержкой психического развития учатся в коррекционных классах).

Методы и приемы обучения

Метод – это специально организованный способ обучения, содержащий определенные средства и теорию.

Методику разрабатывает (что это такое?) методист, специалист по конкретному предмету изучения, который координирует работу преподавателя.

Прием – это особый подход определенного метода.

Работая в рамках одного и того же метода, учитель может использовать разные методы, выбирая те, которые лучше усваиваются конкретной группой или индивидуумом, повышая тем самым эффективность обучения.

Чтобы лучше понять, что такое тренинг, необходимо ознакомиться с его методикой. Существует множество классификаций методов обучения, но в современной науке выделяют только одну из них. По его словам, все методы можно разделить на:

  1. Вербальный: знания и навыки передаются через речь посредством:
    1. история (краткое содержание);
    2. беседа (диалог учителя и ученика в форме вопрос-ответ);
    3. лекция (полное изложение теории, законов, фактов и аргументов);
    4. дискуссия (обмен мнениями по определенной теме);
    5. объяснение (интерпретация материала).
  2. Визуальный: представление информации посредством речи, а также различных пособий и средств массовой информации. Все методы этого типа делятся на две подгруппы:
    1. демонстрация (фильмы, инструменты, экспериментальные работы);
    2. иллюстрировать (плакаты, планшеты, графики, зарисовки и т.д.).
  3. Практические методы фактически являются общей практикой учителя и учащихся, в результате которой последние приобретают определенные навыки и умения.

    Например, на уроках труда в младших классах девочки учатся варить борщ. Весь процесс приготовления учащиеся проходят поэтапно под контролем преподавателя, во взаимодействии с ним.

    Практические методы условно делятся на:

    1. упражнения: многократные повторения одного и того же действия до автоматизма. Чтобы ребенок научился умело варить борщ, процесс приготовления необходимо повторять много раз. После этого присутствие и направляющие указания учителя исчезают за ненадобностью;
    2. лабораторная работа – изучение учащимися каких-либо явлений окружающей среды с помощью специальных инструментов и оборудования (опыты на уроке химии);
    3. практика – это применение полученной информации, превращение ее в навыки и умения. Как правило, практическая работа предлагается студентам после получения определенного объема знаний.

Функции обучения

Обучение как процесс имеет три функции:

  1. Образовательная – это передача знаний, навыков и умений учащемуся с тем, чтобы он мог затем применить их на практике.

    Научное знание содержит представления о мире, его законах и причинно-следственных связях, понятиях, теориях и фактах. Человек должен иметь целостное представление об окружающей среде и уметь взаимодействовать с ней.

    Эта функция «призвана» адаптировать человека к жизни в широком смысле этого слова. Ее конечной целью является приобретение учащимся осознанных навыков, доведенных до автоматизма.

  2. Воспитательная — формирование определенных взглядов, установок, личностных особенностей, нравственных ценностей, норм и требований у учащегося с помощью специальных приемов, а также коммуникации между участниками процесса.

    Воспитание невозможно без воспитания, которое осуществляется по поставленным задачам. Последние могут меняться вместе с развитием общества.

    Важным аспектом этой функции является формирование и развитие мотивационной сферы личности. От этого будет зависеть успешность учебного процесса (ребенок, который не хочет идти в школу, точно не будет иметь хороших оценок).

  3. Развивающая функция является производной от воспитательной. Обучение, должным образом организованное в процессе взаимодействия двух сторон (учителя, ученика), имеет своей целью целостное развитие личности, ее психических процессов и познавательной деятельности.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть