Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Наука – это добыча истины, процесс сложный, кропотливый и в то же время интересный и увлекательный.

Научная сфера — одна из тех, где максимально раскрывается творческий потенциал человека: результатом этой деятельности является внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.

Посвятив себя и свою жизнь науке, он точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем оно нужно (функции науки), его виды и какой подход можно считать научным.

Наука — что это

Термин «наука» происходит от славянского слова «ук», что означает учение.

В обычном понимании наука – это деятельность человека, направленная на познание окружающего мира, выражающаяся в сборе и систематизации получаемой информации.

Отсюда следует вывод, что знание есть цель, средство и продукт науки. Знание достигается путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.

Другое определение науки звучит так:

наука – это совокупность постоянно развивающихся результатов интеллектуального труда, получаемых в рамках отдельных научных направлений или отраслей.

Интересно, что наука в самом широком смысле сама по себе является предметом изучения: именно этим занимается Наука о Науке.

До этого современные научные отрасли назывались письмом, ремеслом и другими примитивными словами.

Противоположностью этому термину является лженаука, деятельность, которая только кажется научной, но на самом деле таковой не является. Псевдонауки возникают из-за отсутствия научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста против официальных видов науки. Примерами здесь могут служить нумерология, эзотерика (что это такое?), астрология, гомеопатия и другие.

Если вы готовитесь к ЕГЭ, то вам будет полезно это видео, где представлены все возможные толкования термина «наука» по полочкам, показано, как отличить научное знание от ненаучного, и, Конечно же, описаны виды и функции науки:

Видео очень поможет в подготовке, но все же советую читать эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.

Виды наук

Существуют разные виды науки: первая их классификация принадлежит Аристотелю, который разделил их на практические, теоретические и творческие.

На данный момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:

  1. естественные науки — это науки о природе, процессах, происходящих в ней, закономерностях. Сюда входят астрономия, биология, физика, химия, анатомия, геология, геофизика и другие. Этот тип науки в основном посвящен сбору информации. Когда-то ученых, собиравших данные о мире, называли натуралистами;
  2. технические — применять полученные знания для разработки технологий и приемов. Речь идет об электротехнике, механике, радиотехнике, информатике и других;
  3. гуманитарные и социальные науки — это науки, изучающие человека и его отношения в обществе. Например, общественные науки, философия, психология (что это?), социология (что это такое?), история, педагогика, экономика, политология (о чем это?), юриспруденция (о чем это?) и т д

В настоящее время существует 5 основных функций:

  1. Познавательная: она является основной, так как на ней основана вся научная деятельность. Его сущность заключается в производстве новых знаний путем изучения природы мира и человека, понимания законов и явлений окружающей среды, составления прогнозов.
  2. Мировоззрение (прогноз) — тесно связано с познавательной функцией: на основе знаний формируется научное мировосприятие. Например, все мы точно знаем, что дождь — это осадки, естественное явление природы, а не слезы бога, как мысль дикаря.
  3. Производственное (практически-эффективное) — внедрение знаний, полученных и, главное, апробированных в производстве. Это разработка новых идей, инноваций и научных технологий.
  4. Социальная — состоит в использовании продуктов научной работы в государственных программах, направленных на социально-экономическое развитие страны.
  5. Культурная функция проявляется в развитии и обучении, реализуется через систему образования, воспитательную деятельность и работу средств массовой информации. Научные достижения оказывают непосредственное влияние на учебные планы, методику и формы учебного процесса.

Три кита науки

Для того, чтобы лучше понять, что такое наука, необходимо ознакомиться с ее структурой, состоящей из 3-х основ, без которых наука наукой не является.

  1. Идеалы и нормы: регулируют научную деятельность, выражают представления о целях науки и средствах их достижения. Это законы, по которым строятся описания, доказательная база, обоснования и осуществляется организация знаний.

    Проще говоря, если вы хотите измерить наружную температуру или определить направление ветра, то поднятый облизанный палец не будет считаться научным методом.

  2. Научное мировоззрение: исторически сложенные и научно доказанные факты об устройстве мира. Более того, таких «миров» много: каждый существует в контексте своей научной отрасли (мир физики, математики, биологии). Например, на уроках химии дети изучают различные химические процессы.

    Шипение и кипение в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как естественная реакция на взаимодействие двух и более реагентов. И если бы неолитический человек увидел такой «трюк», то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его образ мира конструируется через призму мифологического сознания.

    Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, видах и отношениях объектов, пространственно-временной структуре.

  3. Философская основа предполагает, что включение любого знания в научную картину мира требует объяснения, обоснования, чем и занимается философия: она обеспечивает связь новых открытий с культурной сферой общества. Эта связь осуществляется с помощью постулатов, идей и философских принципов.

Научно или нет

Отличительной чертой научного подхода к изучению явлений окружающего мира является честность и беспристрастность. Без них нет настоящей науки, поэтому исследователь должен постоянно взращивать и развивать в себе эти качества.

И все же процент получения субъективных данных все равно довольно высок, так как человеческий фактор никто не отменял. В этом случае достоверность информации, полученной опытным путем, сводится к нулю.

Например, у вас в голове возникло какое-то предположение — это гипотеза, которую вы хотите проверить. В этот момент у вас уже есть мысленное представление о том результате, который вы хотите получить. После проверки вашей идеи на практике оказывается, что результат отличается от того, что вы искали.

Предвзятое отношение в этом случае будет проявляться в том, что вы, как экспериментатор, будете игнорировать мелкие неточности и принимать за истинные данные те, которые для вас наиболее желательны и удобны. Такая наука, по сути, является фальсификацией знания.

О недобросовестности в упомянутом выше случае можно будет говорить, если начать подгонку результатов эксперимента под требуемые параметры, представляющие собой полное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Пример: Совсем недавно группа психологов решила просмотреть научную работу своих коллег, опубликованную в последние десятилетия. Случайным образом были отобраны 100 исследований и несколько независимых экспертов, которые попытались повторить описанные эксперименты, следуя предписанной методике.

Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с указанными в проверенных отчетах. Такой поворот событий сильно подорвал репутацию психологии как науки. Однако ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.

Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в результате безграмотных исследований и диких данных создаются искусственные теории, претендующие на звание новой научной отрасли. Но перед лицом критики со стороны профессионалов неустойчивые конструкции рушатся. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочный фундамент.

Признаки научного подхода

Наука и ее методология со временем меняются в результате прогресса и совершенствования знаний.

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

  1. сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет его качественные и количественные параметры;
  2. затем анализируются его собственные наблюдения: изучение частей целого, построение его системы, выявление взаимосвязей элементов, расстановка приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
  3. затем происходит синтез: это обобщение изученных частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
  4. на четвертом этапе с помощью логических методов рассуждений прогнозируются возможные последствия предлагаемых теорий;
  5. стадия критического эксперимента: ученый эмпирически проверяет свои предположения и выдвигает предположения. Ложные результаты отбрасываются. А те, что более-менее близки к гипотезе, проверяются более тщательно.

Научная методология позволяет получить максимально объективное, истинное знание и не искажать рационального представления о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть