Что такое мышление: дивергентное, клиповое, и зачем нам дедукция?

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Мы можем воспринимать предметы: их цвет, форму, размер. Постройте логическую цепочку между ними. Представьте в голове с закрытыми глазами. Помимо размышлений об абсолютно абстрактных вещах и построения планов на будущее.

Все это обеспечивает наша мысль. Он безграничен в своих функциях и проявлениях. На сегодняшний день все процессы до конца не изучены. Но мы расскажем вам кое-что интересное здесь.

Мышление – это…

Мышление – это познавательный процесс, отражающий окружающую нас действительность, способ взаимодействия с окружающим миром. Часто мысль связана с задачей и проблемой, которую необходимо решить.

Понятие, суждение и умозаключение

Выводы являются наиболее сложной формой и продуктом мысли.

Существует 3 основных метода вывода:

  1. Дедукция: от более общих вещей, которые анализируются, к деталям. Без образования логических связей обойтись невозможно.
  2. Индукция, наоборот, второстепенных факторов к обобщению.
  3. Аналогия: позволяет перенести знания из знакомой темы в аналогичную.

Суждения, как мельчайший кирпичик мысли, были выражены Платоном. Но подумав еще, можно выделить «концепцию». В их контексте, по сути, конструируются простые суждения. Соответственно сложное — из простого.

Вывод — это форма абстрактного мышления, когда новая информация возникает из старой информации. Важно, чтобы в этом не участвовали органы чувств. Этот процесс уже не зависит от данных, которые человек получает извне во время мышления.

Мыслительные процессы

Для решения какой-то проблемы и раскрытия сути явления/ситуации активизируются психические процессы. В зависимости от цели будет применяться тот или иной вид обработки информации.

Анализ и синтез

Синтез — это соединение деталей, свойств и действий в законченный образ в зависимости от соотношения между этими частями.

Анализ — это процесс, обратный синтезу, который состоит в разбиении целого на более мелкие кирпичики.

Люди могут сделать это практически, подключив мысль. Например, в детском саду, на работе. Наглядным и простым примером может быть тот же конструктор или строительство дома.

Это также может происходить исключительно логически в голове, разбирая общую ситуацию на отдельные важные нюансы. Например, раскрыть разные стороны нового знакомого, хотя до этого у вас был предположительный образ его личности.

Сравнение

Сравнение – это установление различий и сходств между предметами и явлениями.

В основе этого процесса лежит анализ. Так как сначала нужно выделить какие-то основные черты, а потом сравнивать их.

Сравнение может быть поверхностным или глубоким в зависимости от затраченного времени и способности анализировать детали. А также односторонние и многосторонние: если человеку нужно было обратить внимание только на один аспект, или если было важно их сочетание.

Конкретизация

Конкретизация – это уточнение, уточнение свойств и описаний какого-либо предмета или ситуации. Когда луч внимания полностью направлен в одну точку, и мысль работает только в этом направлении.

Абстрагирование

Абстракция является противоположностью предыдущей концепции. Человек отвлекается от всех особенностей темы, чтобы более подробно рассмотреть одну особенность. Чтобы другие не мешали и не влияли на восприятие. Именно посредством этого процесса ученые работают над своими теориями и изобретениями.

Виды мышления в психологии

В школе нас учили, какие виды мышления существуют. Мы не уверены, сохранилась ли эта информация в полном формате, поэтому напомним вам.

Наглядно-действенное

Этот тип мыслительного процесса напрямую основан на восприятии предметов, поэтому с него начинается развитие малыша. По-другому его можно назвать конкретным или практичным. Направлен на решение технических задач.

В этом типе мышления взаимодействуют ментальная часть и практическая часть. Важными аспектами здесь являются:

  1. наблюдательность и особое внимание к деталям;
  2. использование рабочих процессов;
  3. умение быстро переходить от мысли к действию.

Наглядно-образное мышление

Здесь уже выходят на сцену образы и представления человека, его фантазия. Информация, которую человек воспринял из внешнего мира, он воплощает в различных образах в своей голове.

Во время такого мышления могут возникать совершенно другие образы, невиданные ранее в реальности. Создаются креативные идеи. Этот тип мыслительного процесса хорошо развит у творческих людей и изобретателей.

Словесно-логическое

Он состоит из понятий и логических связей между ними. Как правило, в большей степени необходимо установить связь между происшествиями, предметами, людьми.

Также известен как абстрактный. Потому что это включает в себя способность представлять вещи, которые нельзя увидеть или потрогать в реальности. Например, любовь или счастье.

Все виды мышления взаимосвязаны и часто одинаково развиты у одного человека. В зависимости от ситуации активируется наиболее подходящий для решения проблемы.

Качество мышление

Поскольку мышление является одним из психических процессов, оно так же индивидуально, как характер или темперамент.

Охарактеризовать его можно по следующим критериям:

  1. Широта: способность охватывать широкий круг тем, наличие знаний в разных отраслях, способность мыслить творчески.
  2. Глубина — способность предвидеть ситуацию после анализа, способность проникнуть в суть.
  3. Гибкость: быстро менять свою стратегию в зависимости от того, как меняются обстоятельства. Использование разных видов тактики, а также возможность находить новые пути решения.
  4. Самостоятельность – это умение ставить правильную цель и находить подход к ее достижению. Это также показывает творчество и креативность.
  5. Оригинальность – это способность генерировать новые идеи, отличные от общепринятых.
  6. Инициативность – постоянное желание привнести что-то свое; решить задачу, если исполнитель еще не сделан.

Критическое мышление

Еще одной важной характеристикой является критичность. Именно с ней человек может объективно оценивать окружающий мир.

Критическое мышление – это система суждений для анализа всего окружающего, на основе которых делаются выводы. Опираясь на логику и причинно-следственные связи, можно определить, что на самом деле верно.

Некоторые практические варианты использования:

  1. Эффективное решение проблем дома и на работе. Достижение цели происходит быстрее и точнее.
  2. Распознавание реальных аргументов из набора слов при общении с окружающими.
  3. Используйте в качестве доказательства мнение действительно квалифицированных людей (экспертов). Умение правильно оперировать фактами, доказывать свою точку зрения, приводить аргументы.
  4. Выявление ключевых идей в книгах и лекциях.
  5. Способность понимать мировоззрение других людей.

Что может человек, у которого хорошо развито критическое мышление:

  1. быть убедительным;
  2. внимательно слушайте и изучайте информацию;
  3. анализировать и критиковать;
  4. свободно говорить;
  5. легко обосновать свою точку зрения;
  6. принимать быстрые решения в новых ситуациях;
  7. эффективно интерпретировать;
  8. рассуждать логически;
  9. формировать и выражать собственное мнение.

Дивергентное и конвергентное мышление

Эти сложные названия используются, как правило, для описания совместной работы. Но это может относиться и к отражениям в голове человека. Сейчас мы объясним все доступным языком.

Дивергентное мышление — это открытие и выражение новых идей без возможности критиковать и спорить. Такой мыслительный процесс позволяет не останавливать воображение и давать целые потоки решений иногда хороших, иногда бессмысленных проблем.

Следовательно, конвергентное мышление — это оценка и анализ идей в ходе мозгового штурма. При таком рациональном отборе многие решения сразу отбрасываются. Другие поддаются критическому мышлению снова и снова.

Чтобы быстро и эффективно найти выход из ситуации, не стоит впадать в крайности. Так как можно генерировать массу нереалистичных идей и застревать в аналитическом ступоре, боясь браться за что-либо.

Клиповое мышление

Клиповое мышление – относительно новое понятие, описывающее работу психики современного поколения. Современный мир включает в себя огромный поток информации. И речь уже не идет о том, чтобы как-то все это «изучить», можно только успеть пробежаться поверхностно (по диагонали).

Клип означает вырезку из видео или текста. Итак, человек воспринимает окружающую действительность частями, никак между собой не связанными. И это большая проблема современного человечества.

Людям становится все труднее логически мыслить и рассуждать, находить новые выходы из ситуаций. Неспособность принимать решения заключается в том, что данные не сохраняются в памяти. Поэтому нет оснований для размышлений и фантазий.

Помимо примитивных фильмов и простых текстов в книгах, моментом пользуются и рекламщики. Его материал нацелен на эмоциональное вовлечение, а не на понимание.

Русский философ К.Г. Фрумкин выделил 5 факторов, в наибольшей степени влияющих на развитие клипового мышления:

  1. Многозадачность.
  2. Огромный поток информации с разных сторон.
  3. Развитие технологий и социальных сетей, умножающих объем одной и той же информации.
  4. Следовательно, рост демократии и обилие мнений и выражений своей позиции.
  5. Бешеный ритм жизни, в котором нужно успевать за всем.

Конечно, есть в этом и положительные стороны. Возможность быстро увидеть новые данные и подстроиться под ритм.

Но при этом нельзя забывать читать объемные книги, где представлено критическое мышление. По возможности избегайте многозадачности и делайте все постепенно. А еще запланируйте выходные с поездкой за город, где все так же тихо и спокойно.

Автор статьи: Марина Домасенко

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть