Что такое дифференциация
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Есть слова, смысл которых кажется ясным, но в разных сферах человеческой деятельности они обозначают что-то свое, специфическое.
Одним из таких слов является дифференциация. В этой статье мы обсудим детали этой концепции в различных областях применения.
Общее понятие
Слово «дифференциация» заимствовано из латинского (дифференция) и переводится как «различие, различие».
В более общем смысле означает разделение соло на части, уровни, этапы, этапы. Этот термин является антонимом интеграции (что это такое?), обратного процесса, ведущего к унификации.
Простые примеры: все буквы алфавита можно дифференцировать (разделить) на гласные и согласные, звуки на твердые и мягкие, группу учащихся, на классы или группы, человечество, на расы и т д
Дифференциация всегда происходит по некоторым общим признакам.
Возьмем пример деления школьного персонала на классы. Признаком, по которому делятся учащиеся, является их возраст (без учета тех, кто по тем или иным причинам стал второкурсником). Поэтому логично, что 7-летние учатся в первом классе, а 17-летние — в 11-м.
Дифференциация в экономике
Рассмотрим это понятие как процесс развития применительно к разным областям человеческой деятельности и признаки, по которым этот процесс происходит.
Дифференциация в экономике – это сложившаяся система экономических отношений в конкретном обществе. Понятие «общество» в данном контексте имеет одно значение: отдельный территориальный субъект, то есть целый регион или государство, или все мировое сообщество.
Таким образом, в рамках Российской Федерации существует множество территориальных образований, хозяйственная деятельность которых исторически определяется по отраслевому принципу.
Например, Краснодарский край — аграрный регион, а Дальний Восток — рыболовецкий. В мировом сообществе: Япония — производитель высокотехнологичных товаров, а Эквадор — мировой поставщик бананов и масла.
Вывод: в основе дифференциации в экономике лежит разделение труда по отраслевому и (или) территориальному признаку.
При этом основополагающими для уровня дифференциации являются следующие факторы:
- наличие трудовых ресурсов;
- объемы производства;
- степень внедрения достижений науки в производственный процесс;
- ориентация на производственную цель;
- факторы общественно-политической сферы:
- уровень экономического развития хозяйствующего субъекта,
- степень развития экономических отношений с другими субъектами,
- правовая база.
Это не следует смешивать с экономической стороной социальной дифференциации, т е с разделением общества на слои с разным уровнем доходов.
Таким образом, в Российской Федерации дифференциация доходов населения достигла огромных значений: разница в оплате труда десяти процентов наиболее высокооплачиваемых и десяти процентов самых низкооплачиваемых работников достигает 40 раз! Это почти в 8 раз выше, чем в экономически развитых странах.
Дифференцированный подход в педагогике
Все люди имеют разные способности, разную степень обучаемости и разное психоэмоциональное состояние, поэтому дифференцированный подход к обучению является наиболее эффективным способом достижения максимальных результатов в получении знаний.
Что это? Дифференциация обучения осуществляется внешне и внутренне:
Внешняя дифференциация подразумевает разделение образовательных учреждений в рамках общеобразовательной программы по уровню развития их учащихся. «продвинутый» уровень развития ребенка позволяет ему учиться в средней школе или гимназии; коррекционные школы предназначены для детей со сниженным интеллектуальным уровнем.
В специальную группу входят занятия педагогического сопровождения (для детей с трудностями в обучении) и специализированные занятия (с углубленным изучением любого предмета).
Внутренняя дифференциация – это разделение учащихся класса (группы), созданного ранее случайным образом, на определенные подгруппы (по уровню подготовки, по психоэмоциональному состоянию и т д.). Как правило, преподаватели, ориентируясь на такое условное деление учащихся, используют метод индивидуального подхода.
Что можно дифференцировать в психологии
Дифференциация в психологии означает способность индивида быть личностью (что он такое?), оставаясь при этом социализированным членом общества.
Простой пример: есть человек, он социализируется, то есть живет адекватно с остальными членами группы, выполняет свои гражданские обязанности по отношению к государству, в котором живет.
Но при этом у него есть свои увлечения, душевные привязанности, своя точка зрения. Чем больше психологическая дифференциация человека с нормальным уровнем социализации, тем он психологически устойчивее, тем цельнее личность.
* При нажатии на изображение оно откроется в полном размере в новом окне
На схеме показаны только 3 уровня педагогики как науки. Развитие и углубление знаний третьего уровня приведет к созданию дифференциаций следующего уровня.
Краткое резюме
Дифференциация – это процесс выделения частей единого целого. Наряду с интеграцией это два противоположных процесса, лежащих в основе развития наук и эволюции человечества.
В этой статье мы обсудили лишь небольшую часть значений этого термина. Если вы хотите узнать больше об этом и других понятиях, читайте наш блог!