Вакханалия — что это такое и как сегодня используется этот термин

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Услышав слово «вакханалия», все мы, так или иначе, догадываемся, что это такое.

Однако традиционное понимание этого термина, как правило, страдает от не очень удачных ассоциаций, в основном связанных с тревожным прошлым одной из величайших цивилизаций мира.

Правда, эти ассоциации не всегда возникали из-за оргических празднеств под покровом ночи, когда римские женщины собирались где-нибудь на природе и совершали свои таинственные мистические ритуалы.

когда-то у вакханалии было более приличное значение, а сам термин использовался для обозначения «наличия религиозного опыта» и/или «практикования определенных религиозных ритуалов».

Под этим подразумевался некий эзотерический (как это?) опыт сближения с Богом, благодаря которому человек становился бахом (или бахосом) — избранным, посвященным, покровительствуемым богом Вакхом.

Так как же получилось, что это определение потеряло свой первоначально невинный смысл и приобрело новый смысл, откровенно вульгарный и никак не вписывающийся в рамки приличия? Этим мы и займемся сегодня.

Вакханалия — что это означает в историческом контексте

Древний Рим всегда ассоциируется с высокоразвитой культурой и великолепными архитектурными решениями, дошедшими до наших дней, воплощенными в прекрасных храмах, дворцах, театрах, замысловатых акведуках.

Однако мало кто знает о менее примечательных и не столь славных традициях этой могучей цивилизации, о которых не любят упоминать даже самые беспристрастные историки и педантичные антропологи (не так ли.

Вакханка как явление зародилась в эллинистическую эпоху, но только в начале 2 века до н.э э., традиция, скрытая под этим словом, приобрела оргиастические черты и распространилась из области Лацио на северо-запад к тосканским этрускам, а затем и по всей Италии.

Сами древние римляне называли этот обычай «вакханалиями», придавая ему совершенно невинный смысл и трактуя его как «хорошее времяпрепровождение».

Итальянская культура, развивавшаяся параллельно и под влиянием культуры Древней Греции, не могла не впитать в себя некоторые элементы, относящиеся к религии вообще и отдельным культам.

Греческий Дионис, особо почитаемый как трижды рожденный бог вина, дарующий также вдохновение и религиозный экстаз, стал своеобразным прототипом римского Вакха, бога растительности, покровительствующего не только виноградарям и виноделам, но и творческим людям.

Недаром культ этого божества, «отвечающего» за производительные силы природы, рьяно поддерживали римские женщины, совершавшие религиозные обряды в честь Вакха в наскоро построенных святилищах где-нибудь в заброшенной темнице.

Со временем вакханок становилось все больше и больше, и такие святыни уже не годились для службы.

Первоначально вакханалии устраивались в редких случаях и только ночью и втайне от непосвященных. Ритуал совершался только один раз в году, в марте, 16 или 17 числа.

Традиционно жрицы Вакха собирались на небольшой полянке в оливковой роще Симилия, раскинувшейся вдоль болотистых склонов Авентина недалеко от Рима.

Туда могли попасть только женщины, которые зажигали много факелов или разжигали большой костер, а затем устраивали хороводы (иногда с песнопениями) и таким образом восхваляли Вакха.

Когда исчез запрет на мужчин, вакханалии участились, пока частота богослужений не достигла нескольких раз в месяц, по некоторым данным, одного-двух обрядов в неделю.

И сами вакханки, и допущенные к вакханкам мужчины отдавали дань не только хорошему вину, но и различным плотским утехам.

Подобные оргии нередко приводили к ожесточенным спорам, массовым дракам с ранениями и даже к убийствам. Насилие на этих вечеринках стало обычным явлением.

Чуть позже оргия перешла от закрытых и тайных гуляний к народным шествиям, за которыми последовало дикое веселье, длившееся хоть всю ночь.

Эти безудержные таинства сопровождались бешеным весельем, сочетавшим в себе низшие животные инстинкты (как это?), дикое торжество природных начал и освобождение страстей от цепей цивилизации (что это?), что?).

Спустя три века площадки для празднования в честь Вакха стали служить своеобразной сценой для политических интриг.

Почему?

  1. Во-первых, в вакханалии могли участвовать почти все слои населения, включая высших чиновников и сенаторов.
  2. Во-вторых, на этих вечеринках деятели, заинтересованные в переменах, стали устраивать заговоры, планировать и даже совершать политические убийства.

Из-за дурной славы этих диких празднеств Сенат был вынужден предпринять определенные шаги для противодействия любым мистическим сборищам и тайным культам любого рода, что он и сделал в 186 г.

Постановление Сената «Consultum de Bacchanalibus» было распространено по всей империи и прямо запрещало вакханалии.

Этот исторический факт подтверждается соответствующей надписью на бронзовой табличке, найденной в одной из монастырских библиотек Калабрии в первой половине XVII века.

Артефакт сейчас хранится в Венском музее и является напоминанием о многочисленных тюремных заключениях, ссылках и казнях, проведенных за нарушение этого указа.

Вакханалия — что это в искусстве

Несмотря на запреты Сената, традиция вакханалий сохранилась во многих частях империи, особенно в южной Италии, где, собственно, и зародилась.

История этого праздника записывалась и передавалась из поколения в поколение, но со временем значение термина расширилось, и теперь это слово можно услышать даже в повседневной речи.

Что касается конкретных сфер использования, то:

  1. в хореографии вакханалия — это статичная живая заставка или полноценная вступительная сцена, предшествующая первому акту балета или оперы. Такой «образ» часто несет в себе сообщение о пьянстве и всеобщем веселье, напоминая вакханалию в ее древнем смысле;
  2. в музыке это может быть живой эпизод в быстром темпе, характер исполнения капризный, с элементами хаотичного нагромождения (какофония);
  3. в живописи подавляющее большинство полотен с изображением вакханального пира появляется в эпоху Возрождения (это когда?). Наиболее заметные произведения — «Вакханки» фламандца П. Рубенса, «Вакханалии Андриано» Тициано Вечеллио и «Вакханалии» Алессандро Маньяско.

Этот предмет иногда появляется в живописи 19-го и 20-го веков, но чаще всего в «заказных» работах, таких как немецкий импрессионист Ловис Коринт, французский художник Вильям Бугро и швейцарский литограф Конрад Гроб.

Что это означает в переносном смысле

Сейчас слово «оргия» употребляется больше в переносном смысле, сохранившем свой неприятный исторический смысл.

Это обычно называют дикими вечеринками, безнравственными «рейвами» (что это такое?) и частными гуляниями, сопровождающимися чрезмерным весельем, пьянством, шумом и разнузданным разгулом.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть