Скептицизм: что такое и хорошо ли это?

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Едва родившись, человек жадно впитывает и «переваривает» знания об окружающем мире, причем делает это, руководствуясь принципами абсолютного доверия.

Но со временем приходит осознание того, что на самом деле многие вещи оказываются совершенно не такими, как думали раньше, а иногда и являются полной противоположностью этим представлениям.

Еще чаще бывает, что усвоенные благодаря родителям и наставникам догмы в большинстве своем имеют еще одно, тайное или двоякое значение. Именно тогда возникает сомнение в истинности многих вещей и явлений.

Это трезвое и довольно критическое отношение к реалиям жизни — здоровый скептицизм. Но как появился этот подход и почему он оказывает такое ощутимое влияние на нашу повседневную жизнь?

Скептицизм простыми словами

Исходная концепция имеет свои корни в определенной части хорошо разработанной философской концепции, одной из трех господствующих в античном мире. Морфологически это слово представляет собой кальковую вариацию французского существительного «скептицизм», которое произошло от греческого термина «σκεπτικός».

Прямая характеристика старого скептика трактовалась так:

  1. поиск;
  2. учитывая;
  3. рассуждение;
  4. исследователь.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское течение, представляющее сомнение как принцип мышления, особенно сомнение в достоверности истины.

Эти определения подразумевают всестороннее изучение объекта для выявления каждой его характеристики.

Так, в древности скептики долгое время считались своего рода искателями, исследователями и критическими мыслителями, выражающими недоверие к догматическим понятиям.

Примечательно, что представители античного скептицизма, в отличие от философов других течений, лишь критиковали догмы, постулаты и метафизические положения, но при этом ничего не утверждали и не проповедовали открытые ими истины.

Классический скептицизм в философии

Говоря о философии скептиков, они указывают на ее ключевую характеристику и ее главную миссию: сомневаться. Более того, сомневаясь не только в методах аргументации, но и:

  1. в истинности выводов;
  2. в критериях надежности мышления;
  3. о достоверности исходной информации, заявлений, данных.

Каждый пункт должен пройти детальный анализ, результаты анализа – это настоящие знания, а знания дают человеку душевное спокойствие. Ну а в мире, подобно «родоначальнику» скептицизма, Пиррон Элидский считал счастьем.

Эта этическая концепция, провозгласившая скептицизм одним из действеннейших средств обретения внутренней гармонии и душевного спокойствия, легла впоследствии в основу нового философского направления, сформировавшегося в конце IV века до н.э.

Как считал Пиррон, несмотря на результаты анализа, истинное знание о природе вещей остается недостижимым по той простой причине, что человеческие ощущения почти всегда недостоверны.

При этом целью своего учения он по-прежнему считал счастье, которое человек получает через достижение спокойствия. Но путь к безмятежности проходит через отказ от постулатов и догматизма и воздержание от всякого рода суждений.

Скептическую философию трактовал как «лекарство от страданий и страстей» и один из последователей пирронизма Секст Эмпирик, систематизировавший ключевые идеи античного скептицизма в своем сборнике трактатов «Положения Пиррона».

Формулируя принципы построения системы скептицизма, эмпирик выделил и первооснову скептической философии: надежду на счастье и стремление к достижению невозмутимости духа.

Современные скептики — это хорошо или нет?

Цель достигнута? Делает ли нас счастливым скептицизм в отношении чего-либо? Зародившись и получив достаточное развитие в античную эпоху, философия скептицизма Нового времени разделилась на пять равнозначных направлений:

  1. земной;
  2. философский;
  3. методологический;
  4. научный;
  5. религиозный.

И хотя они существуют в различных сферах жизни, их объединяет общая идея просеивания сомнительных тезисов и противостояния догматизму. Иногда это приводит к тому, что скептикам удается начать подвергать сомнению собственную позицию, как это было с Рене Декартом.

Выдающийся французский математик поставил под сомнение само понятие скептической методологии, но построил основы новой научной философии, основанной на принципах радикального сомнения.

Сегодня нередки довольно ожесточенные столкновения между научными и религиозными скептиками, хотя сферы их деятельности практически не пересекаются. В то же время большинство представителей научного скептицизма являются открытыми учеными, то есть людьми, которые относятся к научному знанию как к религии.

Ученые-догматики последовательно борются с любым учением, которое нельзя доказать эмпирически или неопровержимыми доказательствами. Из-за этого время от времени происходят столкновения с последователями эзотерических учений и псевдонаучных течений.

Однако даже внутри религиозных организаций немало скептиков. Их задача не в том, чтобы опровергнуть религию как таковую, а в том, чтобы акцентировать внимание общества на банальных махинациях. В таких случаях скептики ставят под сомнение правомерность тех или иных догм, осуждают «чудеса» или иные факты, признанные церковью.

Следует отметить, что именно благодаря скептицизму сформировался институт отнесения человека к лику святых, а также набор критериев признания чудес.

Бытовой скепсис

Что касается скептицизма в быту, то базовым можно считать чисто философский подход, который рекомендует сомневаться в достоверности знаний. Даже то, что было признано авторитетными научными кругами! Однако речь не идет о тотальном отрицании или нежелании признать достижения ученых.

Наоборот, концепция позволяет проводить уникальные исследования и добиваться новых результатов в «полностью изученных» областях, как это когда-то казалось. Это очень ценное свойство скептицизма: способность к самоанализу и самосовершенствованию, что помогает избежать застоя.

К сожалению, на обывательском уровне скептицизм нередко превращается в самодовольное неверие. Человек занимает позицию неверующего и отказывается принимать какие-либо доводы, называя свое поведение «расширением познавательного опыта». Но разве сомнение в истинности любого суждения не противоречит самому себе?

Вместо заключения

Парадокс в том, что скептицизм — очень вредная философия и в то же время чрезвычайно полезная. С одной стороны, периодические сомнения и пересмотр фактов позволяют в любом случае найти наилучшее решение среди множества возможных, но с другой стороны, очень высок риск впасть в нигилистическую позицию тотального отрицания всего в строка.

Однако если исключить эксцессы в виде прямого несогласия с каким-либо суждением, то можно считать, что в здоровом критическом мышлении нет абсолютно ничего плохого. Главное знать предел этого «критического». И оно приходит туда, где начинаются пути новых возможностей, новых перспектив или новых отношений…

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть