Сентенция — что это за слово и как его использовать

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Кому из нас нравится, когда кто-то «заглядывает в душу» своими наставлениями, высказываниями или поучениями?

И особенно раздражают мудрые изречения, ничем не помогающие делу, испорченные красным словом — афоризмы, лозунги, пословицы. Вот что такое чувства.

Но ваше отношение к ним непременно изменится, когда вы узнаете, что такое максима по своей сути и как это слово, воспринимаемое сегодня как устаревшее, стало нарицательным.

Кроме того, вы будете удивлены, сколько чистой эвристики и простых технических советов необходимо в этом определении для решения жизненных проблем.

И если за тысячелетия своего существования сентенция не утратила своей актуальности, значит, вряд ли потеряет ее и в обозримом будущем. А может быть, и обогатит современный язык новыми, все более точными и резкими высказываниями.

Сентенция: краткая история термина

Первоначальное значение слова «сентиция» напрямую связано с канонами римской риторики, в которой часто использовались различные правила, указания и фразы из античных источников вне контекста.

Во времена активного развития искусства речи (Аристотель) и ораторского искусства (Цицерон) были популярны трактаты о красноречии, откровенно изобилующие сентенциями.

Несколько позже, уже в первом веке нашей эры, знаменитый римский ритор Квинтилиан в своем пятитомном труде «Наставление оратору» подробно останавливается на максимах и посвящает им отдельный том.

Между прочим, в отдельной главе он определяет максиму, интерпретируя это понятие как краткое изречение, родственное греческому «γνώμη» («логос» или «мысль»). И он утверждает, что максима есть совет, воля или директива поучительного характера.

Эту идею — сбор и запись нравоучительных комментариев-предостережений — спустя 1000 лет продолжил католический теолог из Новары, более известный как «Мастер приговоров» Петр Ломбард.

Свой титанический труд «Изречения в четырех книгах» (или «Книга изречений») он посвятил систематизации христианских догматов, разделив их на четыре части: изречения выдающихся отцов церкви, посвященные Богу, изречения о творении, тайне Троица, воплощение Иисуса Христа.

Но главное, что в ходе изложения он применил уникальный для того времени метод — своеобразную ветвь литературного жанра, сочетающую в себе свойства энциклопедического справочника и научного трактата.

Этот прием, который сам автор называл «суммой», впоследствии закрепился в литературе как особая форма композиции. Следует отметить, что появление нового термина послужило поводом для изменения названия с «Предложения» на «Сумма предложений», поскольку тема произведения была представлена ​​именно так, как предполагал новый жанр: с максимальным охватом.

Прошли века, и к началу XVIII века термин «максима» уже приобрел юридическую окраску. Кстати, до этого времени само слово, перешедшее в русский язык из польского, употреблялось в прямом смысле, а с 1720 г., по особому указу Петра Великого, термин стал употребляться для обозначения суд или приговор в российских военных судах.

Это было так называемое особое мнение каждого из членов суда, которое требовало подтверждения (подтверждения) от председательствующего, а затем и от военного начальства.

Сентенция сегодня — это…

В «Толковом словаре» С. Ожегова и Д. Ушакова сентенция трактуется как мудрое наставление или изречение нравоучительного характера. В свою очередь, словарь В. Даля дополняет это определение такими чертами, как краткость, точность, остроумие.

Считается, что «прародителем» максимы в ее нынешнем смысле была апофегма, краткое, поучительное и остроумное высказывание. Предложения характеризуются некоторым сходством с лозунгами (известными высказываниями писателей) и афоризмами (лаконичными высказываниями в запоминающейся форме).

Однако сентенция все же отличается как от апофег, так и от лозунгов и афоризмов, поскольку характеризуется не только возвышающим характером, но и наличием мотивирующей окраски (императивной формы).

Поэтому сегодня максима — это выражение, обладающее четырьмя важными характеристиками:

  1. нравоучительный смысл;
  2. краткость;
  3. изобретательность;
  4. элементы мотивации (повелительное наклонение, повелительное наклонение).

В обычной речи это слово часто употребляется в контексте с глаголом «говорить» или «произносить» («говорить максимами», «произносить максимы»). Иногда сентенции преподносятся с едким подтекстом, а затем становятся чем-то средним между пословицей/поговоркой и фразой, имеющей автора.

Сентенция как посыл к действию (яркие примеры)

Основным признаком максимы является употребление ее исключительно в императивной форме (выражение приказания, желания добиться необходимых действий).

В качестве более показательного примера можно привести известное изречение Корнелия Непота, римского историка I в до н.э. ДО ХРИСТА:

«Если хочешь мира, готовься к войне».

В этом контексте сентенции характеризуются признаками цитаты, но последняя обязательно имеет авторство, а сентенция может выступать и в виде расхожего изречения (пословицы), авторство которого не установлено.

Императивная форма присуща максимам не просто так. Поскольку этот термин первоначально употреблялся как назидание и наставление (а позднее как судебный приговор), красочный мотиватор (императивная характеристика) прочно укоренился в его сущности.

Например, высказывание «Не судите и не судимы будете» относится к разряду максим, а «Скупой платит дважды» — нет, так как не содержит прямого указания. Есть и другие примеры максим, актуальных, как говорится, на все времена:

  1. В случае сомнения воздержитесь (латинская пословица);
  2. Не заводите змею, если не уверены, что она укусит только ближних (китайская мудрость);
  3. Береги честь с малых лет (русская пословица);
  4. Если человек вас не привлекает, оставьте его в покое (Антон Чехов);
  5. Не ломайте забор, пока не узнаете, зачем его подняли (Г. Честертон);
  6. Не сердись на прыжок (Х. Зычень);
  7. Будь осторожен и думай (И. Беме);
  8. Cherchet la femme (ищу женщину);
  9. Доверяй, но проверяй (русская пословица).

Кроме того, сегодня сентенции широко используются как в политической, так и в рекламной сфере.

Удачный слоган как лаконичное сообщение, выражающее суть рекламного сообщения, строится методом апофегмы или афоризма. Иногда для краткости добавляется повелительная форма, как это сделано в крылатой фразе «Не тормози. Смеется!» При этом «танки грязи не боятся» (расхожая поговорка о КАМАЗах) не будет считаться сентенцией, так как не имеет побудительной окраски.

Учитывая важность императивной характеристики, даже лозунг «Купи два по цене одного» в какой-то мере является максимой, хотя и употребляется в определенном контексте.

Вместо заключения

Каждое известное высказывание имеет свою структуру и принципы построения.

В общем, сентенция – это изречение, которому свойственны нравоучительный смысл, императивная форма, краткость, остроумие.

Отличается от цитаты (наличием авторства), от апофегмы и афоризма (наличием повелительной формы), а потому образует в русском языке отдельную категорию высказываний и изречений.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть