Секуляризация — что это за процесс и как он влияет на наше сознание

Здравствуйте уважаемые читатели блога.

Сегодня за нашим «горизонтальным» столом поистине изысканное блюдо: разговор пойдет о том, что такое секуляризация и каково ее значение для эволюции общества.

Каковы причины и последствия этого важного процесса для взаимоотношений церкви с общественными институтами? И почему это так «плохо», когда речь идет о силе религии (какой?) в общественной жизни? Решаем по порядку.

Секуляризация – это…

Со времени образования первых общин людей государство строилось на светской и религиозной жизни. Эти два столпа всегда имели почти одинаковое значение, хотя и соперничали.

Где-то религия имела большое значение, а где-то меньшее, но она всегда играла свою роль как «старая» система ценностей.

И это понятно, ведь именно вера отражает отношение общества к действительности, а заодно и к явлениям или предметам, рассматриваемым наукой как догмы (что это такое?), поскольку ее истинность и достоверность воспринимаются нам безоговорочно, несмотря на их полное отсутствие доказательств.

Однако в современном мире, при всем его рационализме (что это?) и гипертрофированном (что это?) здравом смысле, значение веры несколько размывается и постепенно атрофируется.

Возможно, это связано в том числе и с тем, что наши мировоззренческие позиции становятся более объективными и прагматичными, а это значительно ослабляет влияние психологических установок, неизбежно присутствующих в любой религии.

Все перечисленное можно считать основными предпосылками возникновения процессов, связанных с отчуждением жизни и деятельности общества в целом и отдельного человека от церкви и сферы ее влияния.

При этом отчуждались не только люди, но и культура, в том числе семейные институты и земля, и даже некоторые виды церковной и монастырской собственности.

Фактически это было началом освобождения человека от религиозного сознания, и процесс «секуляризации» во всех его проявлениях стал называться секуляризацией.

Но каковы эти проявления (характеристики, признаки) и какие разновидности секуляризации существуют?

Слово «секуляризация» происходит от позднелатинского корня «saecularis», который использовался для обозначения понятий, происходящих от слов «мирской» или «светский».

Само понятие в зависимости от сферы употребления может иметь несколько изменчивые значения, но они одинаково прочно связаны с основным значением термина.

Потом:

  1. В истории секуляризация — это захват церковного имущества с последующей его передачей светскому государству (это что?) и гражданским учреждениям.

    В России, в частности, начало этого процесса отмечено в конце XIV и XV веков, но только в XVII веке, благодаря Уложению «тише» Алексея Михайловича (второго царя из династии Романовых) , были предприняты довольно серьезные меры в этом направлении, триумфом которых стал ряд реформ церкви Петра Великого;

  2. В социологии секуляризация — это процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества и, следовательно, дальнейший переход к рациональным (светским) моделям общественной жизни путем прямого отступления от религиозных норм в фундаментальной структуре общества и функционировании государственных учреждений.

Само понятие появилось в русском языке только в XVII веке, тогда как во Франкском государстве, например, это определение использовалось в первой половине VIII века, когда великий майор Карл Мартелл провел очередную секуляризацию и передал Конфискованное церковная земля в собственность особо влиятельным представителям дворянства.

Примечательно, что до 90-х годов 20 века этот термин употреблялся в России исключительно в его историческом понимании.

Такая однобокая интерпретация была прежде всего связана с политикой правящей партии: коммунистическая идеология, как и социализм (что это такое?), в принципе не приемлет ни развития религии, ни ее влияния на общественное сознание.

Виды и формы проявления секуляризации

Процесс «секуляризации» начал проявляться в эпоху Возрождения (что это такое?). Общество постепенно отходит от строгих религиозных норм и бесконечных церковных догм.

Бог, понимая людей, становится ближе к самому человеку. Появляются понятия «Человек-Бог», хотя раньше это был исключительно «Богочеловек». Такое же изменение уровня отношений между Творцом и венцом его творения тоже можно назвать секуляризацией.

Этот процесс может принимать любую из следующих форм:

  1. отчуждение церковной земли с последующей ее передачей в государственную собственность как юридическое действие в сфере имущественных отношений между церковью и обществом. При феодализме (когда?) этот процесс носил стихийный характер, а в буржуазном обществе он стал более упорядоченным и целенаправленным;
  2. изменение вектора отношений в политической сфере: снижение влияния церкви во всех сферах политической жизни на мировой арене;
  3. переход полномочий от духовного суда к государственной (светской) юрисдикции (что это?);
  4. утрата церковной монополии (что это?) на дар образования и, следовательно, расширение границ светского образования;
  5. лишить церковь контроля над развитием науки (что это такое?) и культуры в связи с совершенствованием светского образования;
  6. все большее разграничение мировоззренческих связей, разделение между светским и духовным началами.

С развитием государственных институтов и усилением светской власти человек постепенно отходит от религиозных норм в каждом из этих типов.

А так как все это происходит на основе естественных предпосылок, то роль церкви неизбежно обесценивается и перестает быть столь значимой, как, скажем, два-три века назад.

Причины и последствия секуляризации

Секуляризация — это процесс, и каждый процесс имеет свои причины. И они практически одинаковы вне зависимости от особенностей страны, принципов ее государственного устройства и национального менталитета.

В России, в частности, преобладали:

  1. большое количество земли, налоги с которой собирала церковь, а не государство;
  2. чрезмерное обогащение монашества и его разложение, недостойное поведение;
  3. чрезмерно значительная концентрация власти в церковных учреждениях, что тормозило прогресс и развитие государственных механизмов.

По этим причинам секуляризация все чаще и чаще проявлялась в разных странах, просто в разное время. Что же касается упомянутого Ренессанса, то процесс «секуляризации» был инициирован самой жизнью: католические священники беззастенчиво обогащались, а церковь отодвигала на задний план свое основное дело, служение Творцу.

Существуют различные точки зрения на этот социально значимый процесс.

Кто-то говорит, что современному государству религия уже не так нужна, как во времена острой необходимости объединения людей. Другие скажут, что роль веры всегда будет значительной, ибо без религии не было бы ни народа, ни нации, ни государства вообще.

И все же оба, кажется, забывают, что вера и церковь — это все-таки разные вещи, и часто просто радикально разные!

Возможно, поэтому лучше довериться мнению тех, кто точно хорошо разбирается в этих вопросах. Так, большинство видных специалистов — социологов, философов и культурологов — высказывают, например, следующие следствия секуляризации:

  1. Культура дойдет до максимализма, будет придавать большее значение физическому удовольствию и удовлетворению, чем духовному.
  2. Понятие и сущность личности потеряют свою неприступность. У человека уже не будет концептуального стержня, связанного с духовными ценностями и приоритетами (что это?), только ненасытное стремление к свободе во всем.
  3. Понятие человека и его личности будет выступать скорее как товар на рынке, чем как один из значимых компонентов активного общества.

Ницше, кстати, говоря о вере и последствиях секуляризации, утверждал, что там, где нет Бога, есть человеческая свобода. Бердяев говорит, что если человек отвергает Творца, он все равно не обретает свободы, потому что находится в каких-то иных кабалах.

А Бергер писал, что те самые заповеди, которые так усердно проповедует и отстаивает религия, естественным образом становятся основой любого общества, и без них оно уже не может существовать. Кому верить – это личный выбор каждого из нас…

Краткое резюме

Секуляризация — процесс не только естественный, но и, к сожалению, необратимый.

Судите сами: если у человека нет понятий «ценность» и «святость», то меняется его мировоззрение и вообще понимание жизни. Хотим мы этого или нет, но из-за утраты этих ценностей разрушение нравственных и духовных норм будет неизбежным, а если так, то в конечном итоге приведет к утрате культуры.

С другой стороны, секуляризация может выступать как один из этапов эволюции религии.

Если церковь изменится и приспособится к изменяющимся требованиям общества, в результате она станет неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, но никогда полностью не исчезнет. Еще одно экспертное мнение о секуляризации представлено в этом видео:

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть