Пилигримы: история сакральных путешествий
Здравствуйте уважаемые читатели блога.
Несмотря на то, что слово «пилигрим» давно утратило былую актуальность, оно по-прежнему присутствует в нашем активном лексиконе, удивляя как своей многогранностью, так и количеством современных понятийных маркеров.
Сколько смысловых оттенков имеет сегодня этот термин и какие из них имеют для нас особое значение — давайте разбираться по порядку.
Пилигрим — это…
Наиболее краткий и полный ответ можно найти в «Словаре иностранных слов» А. Н. Чудинова. Он уточняет, что слово «пилигрим» происходит от латинского корня «peregrinus», образованного в результате слияния двух частей:
- «by» — значение «через»;
- и «агер» — «поле, земля, район».
В результате появился термин «перегре», который употреблялся в значении «вне отечества, вне дома, за границей, в чужих краях», а значение самого основания «перегринус» конкретизировалось в понятии «иностранец, иностранец».
Со временем уже в романских языках, объединенных общим латинским предком, появилось слово «pellegrino», которое употреблялось как в прямом смысле («молитва, идущая к святым местам, паломник»), так и в обобщающем значении и Шире. («странник, путник, странник»).
Примечательно, что, согласно Этимологическому словарю М. Фасмера, это слово вошло в русскую речь не из романского источника, а из первых германских языков, где термин «пелегрим» употреблялся примерно с III-IV вв.
Однако особую актуальность оно приобрело гораздо позже, когда паломничество как таковое стало массовым явлением не только на Ближнем Востоке, но и в Европе.
После создания в XII веке духовно-рыцарского Тевтонского ордена, призванного защищать пилигримов (да и вообще бороться с нехристианами), появилось другое понятие: крестоносцы-пилигримы.
По сути, это были участники Крестовых походов, «взявшие на себя крест» перед походом в Святую Землю.
Сами «крестоносцы» называли свои путешествия «ходьбой» и «паломничеством», но все остальные сограждане называли его «паломничеством», а тех странствующих борцов за веру называли просто паломниками.
Паломничество к святыням – как все начиналось
Идея экскурсий по святым местам издавна широко эксплуатировалась почти всеми религиями, но только в конце IV-V веков паломничество приобрело поистине сакральный смысл, став общепризнанным доказательством благочестия.
В такие путешествия могли отправиться представители любого сословия, что оказывало весьма ощутимое влияние как на культуру, так и на общество в целом.
Это была так называемая эпоха поздней античности, главной чертой которой была легализация христианства, осуществленная Константином Великим в Римской империи (313 г.), и последующее присвоение христианству статуса государственной религии.
Церковь как орган управления только формировалась, и основные ее усилия были направлены на укрепление власти.
Понятно, что паломничество стало очень действенным инструментом для этих целей, и духовенство делало все возможное, чтобы поддержать стремление верующих отправиться чуть ли не в дальние края, чтобы:
- преклоняться перед местами и реликвиями, освященными деятельностью Иисуса и/или его апостолов;
- исполнить данный Богу обет, произнесенный перед свидетельством священника;
- по молитвам, совершаемым в святых местах, просить у Бога чудесного исцеления недугов (как для себя, так и для близких);
- искупить тяжкие грехи и/или преступления;
- получить благословение;
- избавиться от сомнений и укрепить свой дух.
Из единого перечня таких «благотворительных» целей можно сделать вывод, что паломник – это верующий человек, отправляющийся в паломничество по религиозным мотивам.
И таких странствующих паломников в те времена было много, в основном благодаря тонкой политике Рима, направленной на подчинение людей господствующей религии во всех сферах жизни.
Детей, вне зависимости от сословия и благосостояния семей, воспитывали не только в страхе перед Божьим наказанием, но и с постулатами о том, что главное в их жизни – делать «все» во имя спасения своей души, что не кто иной, как Господь даровал бессмертие.
И первое из этого же «всего» — любить Бога и беспрекословно повиноваться его служителям. Так что обсуждать эти изначальные истины никому не приходило в голову, а если кто сомневался, то священнослужители тут же подсказывали выход — отправиться в святые места для укрепления веры.
Что же касается христианских паломников, то до начала Высокого Средневековья, или Классического (а это примерно XI-XII вв.), для них было всего три особо значимых святилища, к которым в течение года стекались толпы паломников, крайне истощенных из-за трудностей и трудностей похода:
- Святая Земля (до 1948 года бывшая территория Палестины): там, в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме, находились такие важные христианские святыни, как Голгофа, Гроб Господень, Гефсиманский сад, Камень Миропомазания и др;
- Рим — общепризнанный европейский центр паломничества, где находится до семи христианских святынь, в том числе усыпальницы апостолов (Петра, Павла), двадцати двух римских понтификов и святых мучеников (Лоренцо, Себастьян);
- На севере Испании, в городе Сантьяго-де-Компостела (столица автономной Галисии) находится одно из крупнейших паломнических святилищ Европы: грандиозный Собор Сантьяго. Согласно легенде, именно здесь, на Пиренейском побережье, в первой половине IX века были обнаружены останки Сантьяго Зебедео, ближайшего апостола и ученика Христа.
Позже, в Средние века, стали создаваться специально организованные паломнические общества для совершения паломничества в Святую Землю и некоторые европейские реликвии, которые могли иметь разные атрибуты, но общую для таких сообществ эмблему: круглую двустворчатую морскую раковину, часто используемую в путешествиях как компактные дорожные принадлежности.
Этот герб, являясь своеобразным символом святости, традиционно назывался «гребнем Сантьяго».
По дороге паломники брали его на обозрение, помещая в свой головной убор, а по возвращении домой втыкали раковину в стену своего жилища, что служило наглядным доказательством того, что хозяин этого дома был очень набожным и благочестивым человеком так как он путешествовал по святилищам.
Пилигримы в других религиях
Верующие, к какой бы конфессии они ни принадлежали, скитаются не только для поклонения святыням, но все ищут душевного спокойствия и стремятся обрести хотя бы кратковременное единение с близкими по духу людьми.
В принципе, особой разницы в паломничестве последователей разных религий нет, разве что святые места и мощи разные.
Так, в частности, для паломников-мусульман есть, кроме Иерусалима, еще два центра притяжения: Мекка с ее Священной мечетью (Великий Аль-Харам) и Медина, утопающая в зелени, с ее знаменитой мечетью Аль-Масджид-ан-Набави из бледно-розового гранита, где, по преданию, жил, проповедовал и позже был похоронен сам пророк Мухаммед.
Жители Индийского субконтинента почти все индусы, и в этом вероучении считается большой заслугой совершить паломничество в один из семи городов, которые на протяжении нескольких тысячелетий почитались как священные, ведь там побывал и жил верховный творец Вишну на некоторое время:
- Авантика;
- Дваравати;
- Матхура;
- Майя;
- Канчи;
- Айодхья;
- Каши.
Каждый паломник, которому удастся при жизни посетить хотя бы одно из семи мест обитания четырехрукого божества, обретет ясность и свет (или, как это называют индусы, «особое духовное освобождение»).
Несколько иначе обстоят дела с буддизмом (что это такое?) и ламаизмом. Здесь есть что-то вроде коры — ритуальный обход от святого места или какой-то святыни.
По сути, это не что иное, как хождение с молитвами вокруг святыни или безмолвное движение по часовой стрелке в цепочке других паломников. Буддисты используют этот ритуал как паломничество и как один из видов медитативной практики.
Также у буддийских паломников, в частности, есть свои достопримечательности, главным из которых является монастырь Джокханг в Лхасе, исторической столице Тибета.
Храмовый комплекс на территории монастыря занимает более 25 тыс кв год со всем необходимым.
Вместо заключения
Что ж, надеюсь, я достаточно подробно раскрыл прямое значение понятия «паломник»: кто они, что заставляет этих людей предпринимать трудные пешие походы, где они находятся на пути и что в итоге находят.
Что касается общего значения этого термина, то многие сегодняшние прагматики совершают паломничества, хотя и не в том смысле, в каком ему придают религиозные паломники.
Однако почти любого можно назвать странником, ведь у каждого из нас есть свои святыни и каждый из нас предпринимает свой — личный, индивидуальный — путь к ним, поэтому все мы, как странствующие паломники, стремимся к духовному совершенству.