Кто такие евнухи
Здравствуйте уважаемые читатели блога. Несколько лет назад, когда вышли первые серии скандального, но высокорейтингового сериала о султане Сулеймане «Великолепный век», поисковики буквально засыпались запросами о гаремах, хранителях покоев и евнухах.
Нечто подобное произошло этой весной, после выхода пятого эпизода «Игры престолов», когда Варис, самый могущественный из кастратов Вестероса, был сожжен заживо драконом по приказу бурерожденной Дейенерис.
Много ли мы знаем о значении этого слова? А если мы что-то и знаем, то в самых общих чертах, вроде того, что «евнухи не могут спать с женщинами».
И хотя вряд ли нас кто-то упрекнет в таком невежестве, для общей картины будет крайне полезно разобраться не только в значении этого термина, но и в его историческом контексте, ведь процедура кастрации была распространена в эпоху античных цивилизация египетская
Сейчас эта тема утратила былую актуальность, но до сих пор подробно изучается историками, философами и антропологами. А так как евнухи присутствовали во многих культурах и верованиях, то естественно, что вопрос об их социальной значимости, особенностях быта и влиянии часто ставится в полной мере.
Давайте вместе узнаем, кто такие евнухи и каково их предназначение.
Евнух — кто это и зачем нужны были такие люди
Этимология (история происхождения) этого понятия напрямую связана с греческим термином «евнух», где первый корень означает «ложе», а второй — «охрана, бдительность, защита».
Несмотря на европейское происхождение слова, сам факт «превращения» человека в евнуха впервые встречается в Египте, древней колыбели человечества.
В те времена, когда в гаремах фараонов могли проживать не десятки, а несколько сотен наложниц, для поддержания беспрекословного порядка в женских покоях требовались специально обученные слуги — «хранители кроватей.
Однако по законам ни один мужчина, кроме правителя, не имел права даже смотреть на обитательниц гарема. Следовательно, кастрация была необходима, потому что только кастрированные мужчины могли следовать за наложницами правителя.
Вслед за тамерскими фараонами практика кастрации быстро распространилась за пределы Египта и в основном в азиатские регионы, особенно в Ассирию, Османскую империю, Персию и Китай. Уже позднее римские аристократы закрепили за актом кастрации своего рода моду, следуя примеру правителей Востока.
Евнухи традиционно присутствуют в гаремах султанатов Османской империи.
Интересен тот факт, что на многих территориях Османской Порты кастрация мужчин-мусульман была строго запрещена: кастрировались только «неверные», мальчики и юноши из числа насильно уведенных в рабство или взятых в плен молодых воинов во время военных походов.
Кастрация — кого, зачем и как?
Чаще всего евнухами были дети из обедневших семей.
Если родители не имели достаточно средств к существованию и не могли обеспечить более-менее достойное будущее своему сыну, то у них был единственный шанс сделать это — продать сына во дворец правителя, чтобы он мог стать слугой гарем там.
Пусть даже ребенок был лишен возможности продлить семью, но таким образом он мог достичь хотя бы элементарного благополучия.
Например, ежегодно в императорский Запретный город (грандиозный дворцовый комплекс в центре Пекина) доставляли более четырех десятков детей. Была даже поговорка:
«Лучше евнух в столице, чем император в провинции».
Были случаи, когда детей насильно забирали по приказу правителя или незаконно похищали из семьи, а затем продавали стражникам гарема. Часто евнухами становились бывшие преступники или их дети.
Очень часто упоминаются времена, когда мужчин кастрировали по религиозным нормам; это делалось для избавления от плотских искушений.
Могли лишить «мужественности» и по другим причинам:
- в качестве наказания за прелюбодеяние или насилие в отношении детей и женщин;
- сохранить чистое детское сопрано до начала срыва голоса;
- давать слуг высшим слоям общества.
Что касается самой операции, то она была крайне болезненной и опасной, травмирующей не только тело, но и психику. В 50% случаев люди умирали от боли, шока, инфекции или кровопотери.
В разных странах эту операцию проводили по-разному:
- в Египте методы кастрации отличались особой жестокостью и небывалой смертностью. Жрецы туго связывали детородный орган прочной шерстяной нитью, а затем просто вытаскивали его без инструментов;
- в Китае использовали не менее «человеческую» форму. Ребра и живот мужчины, лежащего на раскаленной кушетке, были туго забинтованы, чтобы исключить возможность массивного кровотечения. Затем гениталии обрабатывали «антисептическим» раствором, который представлял собой смесь воды и острого перца.
После этого специальным изогнутым ножом, форма которого напоминала серп, коротким резким движением разрезают несчастную мошонку или половой член;
- в Финикии акт кастрации был еще более болезненным и ужасающим. Операцию, получившую название «боевое крещение», проводили жрецы Астарты.
Они просто брали подходящий железный инструмент, нагревали его на открытом огне и удаляли пациенту яички с частью мошонки. Сам пострадавший находился в положении сидя с предварительно перебинтованным основанием мошонки и/или полового члена.
К счастью, в современном мире хирургические методы кастрации применяются крайне редко. Даже в Азии и на Востоке остались только упоминания об этих позорных временах.
Таким образом, можно сделать вывод, что евнух – это мужчина, подвергшийся кастрации или кастрации (то есть лишенный репродуктивных органов).
Здесь важно указать, что в большинстве случаев происходит отождествление понятий «кастрация» и «кастрация». На самом деле разница есть, и хотя сути она не меняет, следует знать: при кастрации у жертвы удаляются только яички и мошонка, а при кастрации удаляется и половой член.
Евнух — это не импотент…
Согласно древнекитайским традициям, процесс полового созревания у мужчин характеризуется двумя волнами активности, образующими восьмилетние циклы: первая — с 8 до 16 лет, вторая — с 16 до 24.
Если мальчик был кастрирован рано (до начала первого цикла или в начале его), и мальчик был здоров и достаточно силен, то при полноценном питании его половые функции могли быть восстановлены.
Поэтому в некоторых судах были изданы специальные указы, согласно которым придворные врачи были обязаны в установленные сроки осматривать евнухов и проверять состояние их крайней плоти.
При малейшем подозрении на восстановление функций знахари отправляли слуг гарема в дворцовую больницу, где оперированные ранее половые органы евнухов подвергались дальнейшей хирургической обработке.
Если процедура кастрации проводилась во время второго цикла или в более зрелом возрасте, половое влечение, как правило, не исчезало, а у некоторых евнухов даже сохранялась эрекция. Известны случаи, когда кастрированные мужчины сохраняли способность к совокуплению и способность испытывать оргазм.
Такие евнухи, конечно, не могли иметь потомства, но эти краткие мгновения плотских наслаждений они использовали с мощью и силой, так как потенция быстро ослабевала и вскоре полностью терялась, оставляя несчастному лишь жестокие муки за то, что он не мог продолжать половой акт.
Персонал охраны гарема имел обыкновение носить евнухи отталкивающего вида. Объясняется это тем, что сексуально привлеченные кастраты тщательно скрывали свои любовные способности и нередко достигали небывалых высот в искусстве «бесконтактного» орального и эротического секса.
Интересно и то, что многие из наложниц, ни разу за всю жизнь не бывавших в покоях своего господина, с удовольствием предавались тайным любовным утехам с любовниками столь же нежными и искусными, как евнухи. Это было рискованно, но вполне безопасно, ведь от кастрата точно не забеременеешь.
А те «хранители кроватей», которые были лишены возможности испытывать влечение, оказались весьма предприимчивыми, компенсируя потерю эротических удовольствий немного другими радостями.
Кто-то стал большим знатоком изысканной кухни, кто-то – знатоком танцев, поэзии, музыки, а кто-то предался порокам, утопив тоску по женской ласке запрещенным религией вином или легкими опьяняющими веществами вроде кальянов со смесями опиума.
Знаменитые евнухи
Институту евнухов, как показывает история, не менее 3500-4000 лет, и в каждой стране они неизменно обладали особой властью и пользовались безоговорочным доверием правителя.
Зачастую именно кастраты, сумевшие подняться на высшие ступени иерархической лестницы, были способны оказывать решающее влияние на исход важных государственных дел, а те из них, кто входил в узкий «круг доверия» Император он часто становился даже более могущественным, чем сами монархи.
Евнухи считались большой диковинкой среди простого народа. Они редко выходили за пределы территории дворца и почти никогда не спускались на рыночные площади, столичные улицы или в любые другие общественные места.
Несмотря на их многочисленность (на службе у некоторых гаремов могло находиться до 2000 евнухов) и довольно сильное тайное влияние, в анналах истории сохранилось лишь несколько конкретных имен, кроме тех, кто прославился как талантливые певцы или актеры:
- молодые Споры (современник Нерона, около 1950-х гг н.э.): Этот человек, который согласился быть кастрированным за то, что женился на Нероне, так и не получил шанса «жить долго и счастливо». Через несколько недель после свадьбы с этим экстравагантным императором, который одевал свою возлюбленную как королеву, Спор влюбился в римского префекта Нимфидия Сабина.
К счастью, Нерон вскоре покончил с собой, и овдовевшая евнух тут же согласилась стать женой Нимфидия;
- Пьер Абеляр (11-12 век) — одна из самых ярких звезд на хмуром небе средневековья. Будучи прославленным философом, уважаемым теологом и талантливым поэтом, он влюбился в племянницу парижского священника Элоизу, имевшую неосторожность ответить на его чувства.
Девушка вскоре забеременела, и Абеляр был вынужден увезти ее в Бретань, где тайно женился на своей любовнице, вопреки обету безбрачия, предписанному схоластами (кто они?) того времени.
Через некоторое время Элоиза поняла, что семейная жизнь подавляет мужа и мешает его духовной карьере. По договоренности с Пьером она возвращается в дом дяди и тайно поддерживает связь с любимым мужем.
Дядя, решивший, что Элоизе просто наскучил Абеляр и он бросил ее, приказывает наемникам лишить Пьера «мужского достоинства». Кастрированному Пьеру ничего не оставалось, как удалиться в безвестный монастырь, где он стал обычным послушником;
- Чжэн Хэ (14 век): Этот мальчик, родившийся в бедной семье в Монголии, где было уже пятеро детей, попал в плен к китайским солдатам.
Вскоре, как всегда в таких случаях, его кастрировали и отправили во дворец будущего первого императора династии Мин.
При Юнлэ, находившемся у власти с 1402 по 1424 год, Чжэн был сначала придворным евнухом, а затем дослужился до звания адмирала императорского флота и совершил семь крупномасштабных экспедиций к побережью Африки;
- Газанфер Ага (16 век) — венецианец, принявший ислам, кастрированный по собственному желанию. Когда Селим, единственный выживший сын Сулеймана Великолепного, взошел на османский престол, Газанфер был обычным слугой в покоях султана.
Новый правитель, находившийся под влиянием своей жены Нурбану, предложил Газанферу должность хранителя палат.
Ради придворной карьеры, обещавшей стабильность и процветание, Газанфер пожертвовал своим «мужским достоинством» и стал главным евнухом султанского гарема, сохранив свое влияние на следующие три десятилетия;
- Томас Корбетт (19 век) — американский сержант британского происхождения. Будучи чрезвычайно религиозным, он однажды попал в методистскую секту и стал одним из самых активных ее последователей.
Долгое время он проповедовал на улицах Бостона, а в 26 лет, чтобы уберечь себя от соблазна видеть продажных женщин, кастрировал себя обычными портновскими ножницами.
Это стало его своеобразным манифестом (что это?), утверждавшим отказ от всех земных наслаждений и плотских утех. Вскоре после этого он переехал в Нью-Йорк и поступил на службу в полк городской милиции. С началом Гражданской войны он служил в кавалерийском полку, пока не попал в плен к конфедератам.
Через полгода, вернувшись к однополчанам после обмена пленными, он получает звание сержанта и обретает славу патриота. Но настоящую известность он получил весной 1865 года, когда роковым выстрелом уничтожил Джона Бута, актера, убившего Авраама Линкольна.
Что касается евнухов в христианстве, то кастрация была актом добровольным и, как правило, в форме самокастрации.
Делали это в основном монахи и часть духовенства, желавшие обрести особую чистоту или «заявить» о полном посвящении своей жизни Всевышнему.
Примерно во втором веке от Рождества Христова существовала даже секта кастратов, учрежденная епископом Иерусалимским Валерием, известным последователем взглядов христианского богослова Оригена.
Однако исторически значимое заседание Никейского собора 325 г объявило такие секты вне закона, заклеймив кастрацию и кастрацию как попытку возрождения языческих культов.
Конец эпохи евнухов
Институт евнухов начал терять свое влияние только в начале 19 века, когда традиции ослабленной Османской империи заметно изменились в результате прогрессивных реформ, проводившихся по европейским образцам.
Во времена султаната Махмуда II, положившего начало так называемому Танзимату (модернизация государственного управления), полномочия главного Кизляр-аги были заметно ограничены, а основной контроль над гаремом и территорией дворцы были переданы в ведение специально созданного министерства.
Спустя десятилетие белые рабыни освобождаются, а в 1871 году во всех санджаках империи работорговля была строго запрещена.
В то время появились законы, запрещающие насильственную кастрацию, а так как никто не хотел становиться евнухом добровольно, стали выживать положения, связанные с лишением «мужского достоинства».
Еще больше интересного о жизни евнухов можно узнать в этом видео: