Гетто: что это такое раньше и сейчас

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Иногда, чтобы понять проблемы современного общества, необходимо заглянуть в прошлое.

Многие родственные понятия и/или явления прошли через несколько столетий развития, иногда приобретая совершенно новый смысл.

Ярким примером этого является термин «гетто», который обычно относится к изолированным районам города, где евреи были насильственно заселены во время Второй мировой войны.

Дело в том, что представители еврейской диаспоры, будучи сплоченной этнической общностью как по социальным, так и по религиозным причинам, всегда стремились селиться компактными группами. Чтобы они могли сохранить свои традиции даже в агрессивной среде с периодическими гонениями на неверующих.

Уровень развития культуры и ремесел в таких анклавах часто был значительно выше, чем в «вольных» частях города, но этот фактор практически не сказывался на материальном благополучии евреев, находившихся в нужде жили в постоянном страхе из-за систематических погромов и расправ со стороны местных жителей.

Хотя попытки дистанцироваться от «чужаков» были во все времена, сам акт предоставления отдельных мест для проживания дискриминируемых меньшинств произошел задолго до XVI века.

Впервые это явление было юридически закреплено в 1239 г., когда власти испанской общины Арагона отдельным указом заставили еврейское население жить и работать исключительно в пределах отведенной для него городской территории.

Итак, такое деление уже существовало, но для него еще не было придумано названия. Эта сомнительная честь принадлежит итальянским властям, которые через три столетия решили перенять арагонскую практику притеснения евреев, руководствуясь их религиозными и национальными «непоследовательностью».

Так, в Венеции островной район Гетто Нуово оказался местом еврейского поселения, окруженным тремя мостами и достаточно изолированной территорией вокруг только что построенного литейного завода.

Когда в 1516 году власти издали специальный приказ, запрещавший евреям селиться за пределами отведенной для этого района территории, возникло понятие гетто ди Венеция. Это было то, что позже стало нарицательным словом. Почему?

Гетто – что это по сути

Официальному закреплению, а также популяризации термина и явления способствовал Папа Джанпьетро Карафа (он же Павел IV), имевший большой инквизиторский опыт.

Именно он, едва надев на лоб папскую тиару, в 1555 г издал буллу, в силу которой на всех территориях, подконтрольных Святому Престолу, стали изгонять евреев из «свободных» областей и переселять поселить их насильно в специальные помещения.

На выездах в такие районы всегда стояла охрана, а еврейскому населению запрещалось покидать гетто после наступления темноты и во время христианских праздников. Но днем ​​можно было выйти почти без проблем, лишь бы на выходе был специальный отличительный знак (обычно желтого цвета) и еврейский головной убор.

И хотя многие жители таких поселений оказались весьма зажиточными, на их благосостоянии существенно сказался дополнительный запрет — расширять территорию гетто было нельзя. Однако с постепенным ростом населения ухудшалась как инфраструктура гетто, так и социальное положение:

  1. дома выросли;
  2. улицы сузились;
  3. уровень жизни катастрофически упал;
  4. риск эпидемий увеличился многократно.

Неудивительно, что слово «гетто» впоследствии стало ассоциироваться с рассадником грязи, заразы и нищеты. Несмотря на этот и другие факторы, например, ужасные условия и проблемы с человечеством, подобная система изоляции еврейской диаспоры быстро распространилась на другие страны.

И хотя по требованиям времени многие европейские гетто стали обноситься глухой стеной, постепенная либерализация общества способствовала упразднению большинства еврейских кварталов в конце XVIII-XIX вв. Часть окончательно закрыли, в остальном их ослабили до возможного минимума.

Ну а сама система, просуществовавшая несколько столетий, в середине XIX века начала терять былую актуальность. Это позорное явление постепенно уступило место более совершенным и гуманным системам, и в первую очередь системе гражданского права, введенной Наполеоном I на завоеванных им территориях.

К 1870 году в большей части Европы гетто были ликвидированы, а сама система упразднена. Но, к сожалению, эта практика возродилась с приходом мировых войн…

Новейшая история гетто

Понятно, что любому правительству жизненно необходимо укреплять свои позиции, а еще лучше — как можно шире расширять свое влияние.

Так, в частности, для Третьего рейха еврейские кварталы стали как главной мишенью, так и перевалочными пунктами, через которые в концлагеря направлялись сотни тысяч человек.

В Германии, например, до сих пор известно Франкфуртское гетто, образовавшееся около 1460 года, из которого было депортировано более 11 000 евреев и где, кстати, зародилась династия Ротшильдов.

Однако знаменитое Варшавское гетто, созданное нацистами в 1940 году и вмещавшее около 450 000 евреев на площади 4,5% площади Варшавы, приобрело гораздо более печально известное великолепие.

Трагедия в том, что за два года существования гетто его население сократилось до 37 000 человек, а то, как именно были уничтожены остальные, является самой черной страницей в истории человечества.

Что касается современной практики разделения, то как явление гетто оказалось крайне живучим и до сих пор встречается повсеместно. Правда, заселение в них не всегда принудительное; иногда это происходит на добровольной основе, просто используя более «лояльные» определения.

Например, все чаще в контексте гетто можно услышать слова «анклав», «комната», «заповедник». Те же Чайнатауны в США – это практически достопримечательности, куда можно отправиться за экзотическими продуктами или просто в туристических целях.

Одновременно с этими формированиями существуют гетто «цветных» и «черных» (испанских, латиноамериканских, индейских, афроамериканских и др.), и все они поражают уровнем преступности.

Это постоянный источник социальных конфликтов, когда люди не могут интегрироваться в окружающее общество и продолжают жить по диким законам замкнутой малой системы, вызывая недовольство местного населения.

Вместо заключения

Как и семь веков назад, гетто, существующие сегодня, напрямую связаны с диаспорами. Проблема религиозной принадлежности занимает третье место после расовой сегрегации и национального вопроса.

И только выверенная государственная политика и наша личная толерантность способны сохранить равновесие.

Знание культуры, обычаев других народов, обучающих программ может стать спасением. Чтобы жить в гармонии с теми, кто рядом, этому тоже надо научиться!

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть