Что такое вотчина в историческом смысле и современном контексте

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Кто из нас не слышал фраз вроде «Это не моя вотчина» или «Наконец-то Макс вернул свою вотчину» и так далее!

В общем контексте вроде бы все ясно, но многие ли точно знают, что такое вотчина и какое значение она имела для развития феодальных отношений и государства в целом?

Что ж, для полного описания этой темы нам с вами придется сделать небольшой экскурс в отечественную историю периода с VIII-IX по XVIII века, когда понятия наследие и наследие объединились в новый тип собственности на землю — поместье.

«Вотчина» — что это в истории

Чтобы не погружаться в несколько древнюю этимологию этого слова, достаточно вернуться к праславянскому языку, давшему нам два семантических оттенка слова «отец» («оц»): «отец» (как производное от «отн») и «отец» (от диалекта «оттк», который мог означать как «самец животного», так и «опекун, обвиняемый» и «владелец, собственник»).

Таким образом, с момента формирования юридического права собственности на землю наследие являлось «отцовской собственностью».

По сути, это был наследственный набор активов, в который входили:

  1. вотчины (вместе с постройками и рабочим инвентарем), состоящие из сельхозугодий, садов и огородов, сенокосов, рыболовных и охотничьих угодий;
  2. права на деревни, населенные иждивенцами, где жили крепостные, холопы и холопы.

В Западной Европе того периода существовала аналогичная форма земельной собственности, которая называлась бокланд или аплод (эти термины часто употреблялись на Руси как синонимы вотчины).

При этом крестьяне сохраняли свою общинную организацию, в роли которой выступали миндалины или общины (в России это были сельские общины).

Вотчина в Древней Руси и после ее распада

Начиная со второй половины VIII века вотчинное землевладение стало заметно преобладать среди других видов феодальной собственности, и подобное господствующее положение сохранялось в Древнерусском государстве почти десять столетий.

Одна вотчина могла отличаться от другой размером и/или экономической структурой, что определялось как имущественной ролью того или иного вотчинника, так и типом феодальной службы зависимых крестьян.

Что касается разновидностей вотчинного землевладения, то до конца XI века их было всего три:

  1. княжеское наследие — когда землевладением владели князья и княжеские дружинники. Такие земли передавались по наследству по принципу старшинства и не подлежали разделу;
  2. > Боярский вотчин: в этом случае собственниками имущества были потомственные земские бояре, которые унаследовали все права бывшей родоплеменной верхушки. Часто боярское сословие состояло из нескольких вотчин, весьма удаленных от центрального боярского сословия и нередко даже экономически не связанных между собой;
  3. монастырское имение — особая форма церковной собственности на землю, когда собственниками выступали клирики высшего ранга и крупные монастыри.

Все без исключения вотчинники имели довольно широкие права и привилегии: они могли вершить суды в пределах своих земельных владений, собирать налоги и даже ввести систему вотчин в отношениях со своими вассалами.

Обладая почти безусловным правом собственности на унаследованную или приобретенную землю, владельцы хозяйства могли свободно ею распоряжаться:

  1. купить или просто захватить;
  2. продавать и перепродавать;
  3. подарок;
  4. обмен;
  5. в аренду.

После распада древнерусского государства (т.н. Период раздробленности) вотчины, приобретая все большее влияние в политической жизни отдельных княжеств, стали серьезно ограничивать свои права.

Так вот, часть вотчинников государство заставляло служить именно тому князю, на земле которого располагались владения этих хозяев.

Другим землевладельцам, особенно если сословие было родовым (наследственным), запрещалось продавать или обменивать наследственное имущество без согласия всех представителей их сословия. Чуть позже и помещики были лишены права вершить суд над своими поместьями.

Чем поместье отличалось от вотчины

В конце XIV века, когда процесс централизации на севере и востоке Руси шел полным ходом, великокняжеская власть заметно окрепла и окрепла. Политические преобразования, начатые Иваном III и продолженные Иваном IV, коснулись главным образом принципов вотчинного землевладения.

Коренным образом изменилась и правовая природа территориальных отношений между боярином/князем и его служащим. Если раньше «свободный человек» мог быть в одной сфере слугой (работа на князя), а в другой — владеть имением, то теперь служба при княжеском дворе была привязана к землевладению.

Эти кардинальные изменения послужили своего рода спусковым крючком (как это?) для начала процесса преобразования вотчинных принципов землевладения в систему землевладения.

К чему это привело:

  1. к ограничению права приобретения фермы, т е ограничивался круг лиц, допущенных к приобретению земли;
  2. ограничивать право распоряжения имуществом (не допускать передачи имущества лицам, неспособным нести военную или государственную службу).

Со временем государственная служба, связанная с владением землей, стала обязанностью, а представление о том, что землей могут владеть только те, кто служил королю, стало неписаным правилом.

Вскоре это правило окончательно восторжествовало и стало основным принципом местного строя: собственность на землю есть привилегия военных.

Так и получилось, что в гражданском обществе XVI века практически не осталось вотчинных помещиков, не принадлежащих к служилому сословию. И это понятно, так как государство стремилось обеспечить комфорт не столько отдельных лиц, сколько семей и целых семей служащих.

Процессы ограничения вотчинной собственности на землю шли параллельно расширению правовых рамок, предусмотренных для гасиенд.

Эти тенденции, когда вотчинные владения постепенно приравнивались к местным гасиендам, развивались прогрессивно до XVIII в., когда и вотчины, и гасиенды утратили свою правовую основу.

Произошло это в марте 1714 года. Вслед за своими масштабными реформами Петр I издал еще один важный для Российского государства указ (ныне известный как «Указ о едином наследовании»), согласно которому разница между поместной и вотчинной собственностью на землю, объединенную в был окончательно ликвидирован новый тип земельной собственности, получивший название латифундий.

Вотчина в современном контексте

Сегодня историческое значение слова «наследие» почти полностью утрачено, хотя сам термин остается в деталях научного обихода.

Что же касается быта, то под наследием обычно понимают какую-то территорию, организацию, область или область, в которых кто-то чувствует себя экспертом, гуру. Либо он ведет себя профессионально, он остается слишком самоуверенным.

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть