Что такое реформация — как она проходила и к чему привела

Вряд ли бедная крестьянская семья Саксонии могла представить, что их сын Мартин, родившийся в 1483 году в Айслебене, станет человеком, который разделит непоколебимую католическую церковь на два лагеря, положив начало Реформационному движению в Европе в течение столетия и целого века половина.

* Лукас Кранах Старший, «Портрет Лютера в монашеском одеянии», 1526 г

В чем суть Реформации, что привело к этому движению и что ему предшествовало? Такие вопросы мы зададим в этой статье.

Реформация — это…

Реформация (от латreformatio — преобразование) — массовое религиозно-политическое движение в Европе XVI века, направленное против злоупотреблений и абсолютного господства Римско-католической церкви.

Роковое происшествие, вызвавшее многолетнюю бурю в Европе и вызвавшее раскол среди католиков, произошло 31 октября 1517 года.

Священнослужитель Мартин Лютер, изучивший к этому времени в университете монашество, преподавание богословия и чтение проповедей, приколол к дверям Виттенбергской церкви листы из 95 тезисов, в которых критиковал католическую церковь за непомерные аппетиты к распространению индульгенций (что это такое?).

*Замковая церковь в Виттенберге

Основная идея Лютера заключается в том, что истинное покаяние возможно только в процессе внутреннего возрождения человека, никакого снисхождения, и папы Римские могут помочь искупить грехи.

Единственное, что во власти духовенства, — это заступничество перед Богом, выражающееся в молитве о заблудших душах. Спасение, с точки зрения Лютера, является личным делом каждого человека и состоит в истинной вере в милосердие Божие.

* Рафаэль Санти, «Портрет папы Льва X с кардиналами», 1518 г

Открытое противостояние (как же так?) популярного в народе священника с Римом и самим Папой Римским вызвало огромный общественный резонанс (что это?).

Предшественники Лютера

«95 тезисов» Лютера и последующие сочинения, в которых он объяснял свою позицию в отношении самонадеянного католического духовенства во главе с папой, попали на благодатную почву.

Разговоры о необходимости реформирования церкви ведутся давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это такое?) ставили вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на толкованиях церкви , погруженный в политические игры и пороки.

Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век

Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто критиковавшего Римскую церковь за 100 лет до начала Реформации.

* Ян Гус

Ян Гус считал, что Библия является высшим авторитетом для всех верующих, и поэтому говорил о необходимости перевода ее на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его даровые повествования из уст жрецов.

В 1488 году, через 73 года после смерти Яна Гуса, была опубликована первая чешская Библия.

Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий язык. Пока богослов мучился с переводом, ему приходилось попутно изобретать немецкий литературный язык, которого раньше просто не было.

«Милостивый Боже! Какая огромная и тяжелая работа заставить говорить по-немецки еврейских пророков, которые так противятся этому и не хотят подражать варварскому языку немцев!»

Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии

Ян Гус считал, что церковь погрязла в алчности и борьбе за мирские блага, что общение священников, живущих во грехе, бессильно.

«Власть, нарушающая заповеди Божии, не может быть признана Им».

Ян Гус

Гус не мог умолчать и об индульгенциях: это его погубило. В царскую казну также поступала часть выручки от продажи отпущения грехов, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.

* Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце

Мартин Лютер боялся повторить судьбу своего предшественника, но сильные покровители не дали ему обидеть. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями погребен в том же соборе, на деревянных дверях которого он когда-то прибил свои бессовестные тезисы.

Куриное яйцо Эразма Роттердамского

Современник Лютера, голландец Эразм Роттердамский, крупнейший генератор гуманистических идей Северного Возрождения, во многом проложил путь Реформации.

Ему принадлежит известное выражение: «Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел». Но не все знают продолжение этой фразы: «Яйцо, которое я снес, было куриным, а Лютер высидел совсем другую птицу».

Под яйцом Эразм понимает и сатирическое обличение пороков церкви в знаменитом «Восхвалении глупости», и труд о возрождении идей раннего христианства, и его латинский перевод греческого Нового Завета, изданный в 1516 г., согласно которому до девятнадцатого века Священное Писание будет переведено на европейские национальные языки.

* Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г

Казалось бы, Эразм Роттердамский и Мартин Лютер должны были слиться в один порыв, но идиллии (что это?) не произошло. В 1524 году между ними начинается острая полемика (что это?). Эразм пишет «Свободу воли», Лютер жестко отвечает ему в своем труде «О рабстве воли». С тех пор гуманисты пошли своим путем, а реформаторы — своим.

Суть Реформации

Сторонники Реформации основывались на основных идеях Лютера:

  1. спасение человека только в его истинной вере;
  2. верховенство Священного Писания – все, чего нет в Библии, должно подвергаться критике и подвергаться сомнению;
  3. всеобщее священство: церковь есть просто собрание людей, слушающих Евангелие, и в ней не должно быть разделения на клир и мирян, каждый верующий может поклоняться.

В 1520 году Лютер пишет два произведения, в которых излагает свои мысли о реформах института католической церкви и ее догматов (каких?).

  1. Оставьте только три таинства: крещение, причастие и покаяние, и тогда вы исключите покаяние из этого короткого списка.
  2. Миряне и духовенство должны иметь равные права.
  3. Исключите роскошь и излишества — не подобает наместникам Христовым, скитавшимся по земле в нищете, стремиться к богатству.
  4. Отменить присягу епископов Папе.
  5. Отменить обет безбрачия священнослужителей.
  6. Монастыри если не упразднены, то сильно сократят их количество.
  7. Секуляризовать церковное имущество и земли: передать их в светское пользование.

Папа Лев X, возмущённый такой наглостью, ответил Лютеру буллой, требуя, чтобы он передумал, но 10 декабря 1520 года, воодушевлённый общественной поддержкой, священник публично сжёг папское послание, окончательно порвав с папой с римлянами. Католическая церковь.

* Булла — папский документ, с свинцовой или золотой печатью

Изложенные идеи оказались полезными для разных слоев населения:

  1. высшее духовенство было освобождено от контроля папы;
  2. дворянство укрепило светскую власть (как это?) и обрело надежду на возвращение земель, подаренных их предками церкви;
  3. буржуазия была избавлена ​​от непомерных вымогательств в пользу папской казны;
  4. низшие слои населения потихоньку стали выдвигать свои требования социальной справедливости (какой?).

Массовую поддержку идей Реформации в Европе вызвал не только глубокий кризис католической церкви. Новый класс буржуазии (что это такое?) ограничился феодальным обществом.

Сильная церковь с замашками владычицы мира мешала экономическим и национальным интересам регионов.

Государства с сильной королевской властью стремились отмежеваться от вездесущего папы с его огромным влиянием в европейской политике. Вместе с Германией под знамена Реформации встали Швейцария, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Франция и другие.

* При нажатии на изображение оно откроется в полном размере в новом окне

Итоги Реформации

Реформация потрясла всю Европу. Рим вступил в борьбу с протестантами, развернув контрреформационное движение. Целый комплекс мер был направлен на возвращение утраченных земель и стад под крыло католической церкви.

Противостояние католиков и протестантов длилось почти полтора века и отнюдь не было мирным делом, как когда-то это видел Мартин Лютер.

Протестантские войны, охватившие Европу, унесли множество человеческих жизней. Во время Тридцатилетней войны было уничтожено около 40% населения Германии. Около 2000 гугенотов-протестантов были убиты в Париже в одну ночь Святого Варфоломея и 30 000 по всей Франции в следующие два дня.

* Эдуард Деба-Понсан, Утро у ворот Лувра, 1880 г

Фактически Реформация завершила Тридцатилетнюю войну в 1648 году подписанием Вестфальского мира. Протестантам было предоставлено право на свободу вероисповедания.

Реформистские идеи Лютера развивались в разных направлениях, и к 16 в., помимо классического лютеранства, к протестантским учениям относились цвинглианство, кальвинизм, англиканство, анабаптизм.

Все эти религиозные движения более или менее следовали принципам Мартина Лютера, от компромиссного англиканства, инициированного Генрихом VIII для укрепления своей власти, до жесткого кальвинизма, установленного Жаном Кальвином, которого называли «Женевским папой» за его нетерпимость и непримиримость жестокость».

В целом в странах, где протестантизм в той или иной форме утвердился в качестве основной религии, наблюдался экономический рост, формировалось совершенно новое буржуазное общество, развивались идеи гражданского и политического равноправия и веротерпимости.

Реформация способствовала расцвету европейской культуры, развитию национальной письменности во многих странах, повышению уровня грамотности населения.

Автор статьи: Елена Румянцева

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть