Что такое местничество

Здравствуйте уважаемые читатели блога. Во времена до Петрина порядок назначения чиновников был совершенно иным.

Это зависело не от коммерческих и личных качеств чиновника, а от знатности его боярского или княжеского рода.

Эта практика называлась местничеством и была отменена только в конце XVII века царем Федором Алексеевичем.

Давайте вместе разберемся, что это был за орден, в чем его преимущества/недостатки и почему в итоге его заменили на «Табель о рангах».

Местничество — это…

Местничество — порядок распределения государственных должностей по дворянству рода, распространенный в России до 1682 года.

Она привела к монополизации власти князьями и представителями боярского государства, ограничивая при этом включение местной знати в вертикаль власти. Он был частично заимствован из законодательства Литвы и Польши.

Система местничества формировалась с середины XV века после включения в Государев двор (институт социальной организации феодального сословия) служилых князей, статус которых должен был соотноситься со старыми московскими боярскими родами.

Местничество окончательно оформилось в середине 16 века.

На протяжении всего периода существования система постоянно менялась за счет включения в нее новых поднятых кланов.

Истоки и суть местничества

Определение провинциализма предполагает следующую логику назначения должностей: чем выше статус клана, тем более высокое положение в государственной иерархии занимал его представитель.

Учитывалось также, какие должности занимали предки и как долго они в них находились. Например, наличие деда-боярина ценилось больше, чем наличие отца. Бухгалтерский учет проходил исключительно по мужской линии.

Большое доверие к чиновникам дворянских родов было обусловлено их хорошей образованностью, уровень которой в допетровские времена зависел от положения семьи в обществе.

Однако такая практика создавала условия для образования замкнутой боярской княжеской группировки, которая монополизировала право на власть (что это такое?) и зачастую действовала лишь в корыстных целях.

В соответствии с местными нормами на большинство государственных должностей производились назначения. За правильностью процедуры следили секретари Приказа о разряде, которые разбирались в генеалогии родословных и записывали все цитаты. Все данные ежегодно вносились в книги категорий и влияли на будущие цитирования.

Подробнее о городе можно узнать здесь:

Особенности местничества по сферам управления

В зависимости от сферы управления и органа государственной власти система провинциализма действовала по-разному.

  1. Центральная администрация. Через местничество в основном назначались судьи, в орденской системе это проявлялось меньше, так как дворяне не занимали должностей более низкого статуса.
  2. Военная служба. Порядок назначения определялся «Приговором о местничестве» 1550 г. Высшим в иерархии (что это?) был наместник большого полка, на должность которого назначался знатнейший кандидат.
  3. Судебная служба. Местничество в этой области «разбавлялось» установившейся практикой назначения на должности глав дворцовых ведомств фаворитов правящей династии или лиц, связанных с ней.
  4. Боярская дума. Местничества не было, так как порядок вступления в этот орган не регламентировался чинами.

Историческая оценка местничества

Большинство историков, рассуждая о том, что такое местничество в истории, дают отрицательную оценку этому явлению.

Формирование категории служилых людей по их щедрости нередко приводило к непродуманным, ошибочным и малоэффективным решениям.

Особенно остро этот недостаток проявлялся в Смутное время, когда бояре часто поступали непатриотично, пренебрегая интересами государства.

К числу положительных сторон местничества можно отнести способность этой системы задействовать (что это?) служащую аристократию, точно определяя статусный уровень каждого претендента.

Поскольку в состав дворянства в России входили представители бывших московских бояр, родов вновь присоединенных территорий, беглые литовско-русские аристократы и служилые татары, была высока вероятность борьбы за право занимать более высокое положение.

Существование системы регулирования снижало вероятность такого противостояния.

Местнические споры

Иногда между представителями аристократических групп возникали споры, главным вопросом которых был вопрос о том, кто знатнее и кто имеет право занимать ту или иную должность. Вопрос решали сам монарх (кто это?) или служители Ордена Освобождения.

В 1559-1584 годах известно не более 50 фактов предъявления челобитных или споров о местничестве. Поскольку в нескольких делах фигурировали несколько человек, фактическое количество споров за этот период не превышает 35. Все они связаны с противоречиями между военными чиновниками. Что касается судебных обвинений, то их было всего 3 запроса.

В большинстве случаев заявитель проигрывал и получал назначение более низкого ранга, чем ответчик. Иногда воеводы специально отправляли в разные города (горничных), чтобы они не пересекались друг с другом.

Отмена местничества и его место в истории

Годом отмены местничества в России является 1682 год. Это было сделано во время собрания служилых людей на родине, имевшего статус, аналогичный Земскому собору.

По замыслу царского правительства Фёдора Алексеевича отказ от практики назначения должностей на основе кавалерии должен был укрепить вооруженные силы страны.

Местничество в истории – это система, которая на протяжении почти двух столетий определяла порядок назначения государственных служащих. Его существование сделало возможным формирование аппарата чиновников, исключающего трудные войны за власть.

В то же время игнорирование личных и деловых качеств кандидатов нередко приводило к принятию неверных решений. Отмена местничества привела к формированию новой системы продвижения по государственной службе, основанной на «Табели о рангах», принятой в 1722 году».

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть