Что такое декаданс

Здравствуйте уважаемые читатели блога.

Томная дама в меховом горжетке и с сигаретой в длинном мундштуке, морфинисты, странные песни Александра Вертинского и тексты популярной в 90-е группы Агаты Кристи – все это приходит на ум, когда слышишь слово декаданс.

Декаданс — это не столько течение или стиль, сколько состояние души, переломный момент в развитии культуры.

Декаданс — это…

Термин декаданс, или декаданс, происходит из французского языка, где декаданс означает «упадок». Происхождение слова восходит к латинскому глаголуdecadere — падать.

В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это состояние упадка, крушения значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже недостаточно для создания шедевров, но еще хватает энергии для странных стилизаций.

Упадок чаще всего связывают с периодом конца XIX и начала XX веков, потому что в это время начинается упадок большого пласта классической культуры.

* Александр Вертинский в роли Пьеро Блэка

Но очень уместно говорить об закате великого Возрождения (когда это было?), проявившегося в маньеризме, или об академизме, как об упадке классицизма (когда это было?), или о рококо — как об упадке барокко (что это было?).

Остановимся на декадансе как явлении в искусстве и литературе конца 19-20 веков, когда основными настроениями творческих произведений являются отчаяние, неприятие жизни, крайний индивидуализм и темы смерти, тоски и душевных страданий. Приходите на форум.

«Страшно, потому что ты не живешь, ты спишь.
И все удваивается, все учетверяется.
В прошлом так много грехов,
Что страшно снова смотреть на Бога.

И когда я буду выпрашивать свои грехи?
Ведь я на последнем склоне круга…
И самое страшное, невыносимое, —
Просто никто не любит друг друга…»
Зинаида Гиппиус, 1916 г

Кстати, «раненая с детства смертью и любовью» Зинаида Гиппиус написала это стихотворение в 47 лет, но предчувствие «последнего склона круга» обмануло ее.
Поэт умер в возрасте 76 лет в 1945 году в Париже.

Предпосылки декаданса

Простыми словами, декаданс – это кризис, творческие люди всегда с особой остротой чувствуют переломные моменты времени, а искусство становится отражением их мировоззрения.

В конце XIX века в Европе стало складываться понимание того, что такие незыблемые и ясные представления о примате разума, прогресса и науки не дают ответов на проклятые вопросы человечества: существует ли Бог? Что такое смерть? , Что такое любовь?

Кризис рационализма (что это?) привел к поиску новой точки опоры. Нужны были другие формы, новый язык искусства (как это?), отражающий меняющееся мировоззрение.

В Европе такими поисками занялись молодые креативщики, которые стали называть себя модернистами от французского moderne — модерн.

* Фредерик Базиль, «Портрет Поля Верлена», 1868 г

Модернисты, как всякий новатор, поначалу вызывали резкое неприятие, их творчество воспринималось как декадентское и получило насмешливое название декаданса.

Термин «декаданс» появился во Франции в конце XIX века как оскорбительное определение, данное критиками тому, что они считали безобразием в литературе.

Круг поэтов, объединившихся вокруг Поля Верлена и Стефана Малларме, добровольно подхватил это имя, в 1880-х годах стал выходить журнал «Декадент», печатавший Шарля Бодлера, Теофиля Готье, Артюра Рембо и других «проклятых поэтов».

Молва прижилась, и декадентские настроения быстро распространились из Франции в Россию.

*«… Надо выбрать что-то другое… Найти во мгле путеводную звезду. И я это вижу: это декадентство. Да! Что бы вы ни говорили, если это ложь, если это смешно, но идите дальше, развивайтесь, и будущее будет принадлежать вам…»

Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма

Характерные черты декадентов

Поль Верлен в серии эссе назвал своих друзей Poote maudit — проклятыми поэтами. Со временем в эту компанию шести французских поэтов последней трети XIX века стали включаться и другие авторы: Тристан Корбьер, Артюр Рембо, Стефан Малларме, Марселин Дебор-Вальмор, Вилье де Лиль-Адам и сам Верлен.

Конечно, никто и не думал проклинать несчастных. Его проклятие в тонкой душевной организации, в особом темпераменте (как это?), нежелании подчиняться массам, принятым в обществе нормам морали, прописным истинам.

Декаденты — это изгои, мятежники, борющиеся за разрушение и страдающие от предчувствия заката великого века.

Под влияние этих настроений попали многие знаковые фигуры того времени: Морис Метерлинк, Оскар Уайльд, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, даже Александр Блок.

Снижение креативности характеризуется рядом ярко выраженных признаков:

  1. Крайний индивидуализм, выдвигающий на первый план полную свободу личности.
  2. Субъективизм, отрицающий объективные законы мироустройства и общества.
  3. Имморализм, презрение всех видов моральных норм.

Декаденты отвергают законы морали как отжившие предрассудки и мещанство. Его произведения наполнены чувством безысходности и пессимизма (как это?), но в упадке, смерти, пороке, упадке он видит красоту.

*Константин Бальмонт (1867–1942 гг.)

Вот как К. Бальмонт описывает своих современников в очерке «Элементарные слова о символической поэзии»:

«Декадент — это утонченный художник, погибающий от своей утонченности. Как показывает само слово, декаденты — представители эпохи декаданса… Они видят, что вечерняя заря угасла, но заря еще спит где-то за горизонтом; следовательно, песни декадентов — это песни сумерек и ночи».

Декадентство как болезнь

Некоторые исследователи и современники рассматривали упадок как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали эту точку зрения.

Декаданс – это «симптом душевной болезни», так резко определил это явление Николай Бердяев.

Врач и писатель Макс Нордау ставит диагноз декаденту:

«…Модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием «fin de siècle», равно как и симпатии общества к ним, вызваны болезнями, а именно дегенерацией и истерией».

На самом деле декаданс – это не стиль и не школа, это состояние души, объединявшее в определенный период времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.

Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это характеристики эпохи, состояния целой группы талантливых людей, болезненно переживающих ломку эпохи.

«Поиграем в декаданс»

* «Давай умрем весело в ночи, поиграем в декаданс…»

Группа Агаты Кристи

Ухудшение настроения может настигнуть человека в разные периоды жизни.

Сейчас декаданс — это скорее игра, стилизация, некая эстетическая смесь гламура и готики.

Есть даже декадентское шоу — фестиваль Velvet Underground, который, по сути, представляет собой обычный бал-маскарад для любителей эстетики декаданса.

* Переодетые декаденты 21 века

Такие события имеют мало общего с настоящим декадансом, из которого вышли модернисты, символисты, акмеисты, авангардисты и другие творческие течения удивительной и трагической эпохи Серебряного века.

Автор статьи: Елена Румянцева

Поделиться:
×
Рекомендуем посмотреть