ВНИМАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ: общественный контроль за соблюдением прав потребителей и его границы

В последнее время участились обращения предпринимателей в органы прокуратуры относительно проведения общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) проверок соблюдения прав потребителей.

В обращениях указывается на подмену данными объединениями контролирующих органов. А поскольку на названные объединения положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются имеются опасения нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности.

Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не раз высказывалась озабоченность по поводу чрезмерного увлечения отдельными общественными организациями контрольными функциями, зачастую реализуемыми с превышением полномочий либо за рамками компетенции, установленной и регламентированной ч. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», т.е. ограниченной правом «требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя установлена законом».

Указанное, в частности, выражается в неправильном определении предмета проверки, попытках квалификации тех или иных событий по нормам законодательства, не относящегося к законодательству о защите прав потребителей, и др. В отдельных случаях проверки якобы соблюдения прав потребителей проводятся там, где признаки потребительских правоотношений вовсе отсутствуют.

Право на осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей предоставлено общественным объединениям абз. 3 ч. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Общественный контроль может осуществляться в форме общественного мониторинга, экспертизы, слушания, обсуждения, проверки, расследования, публичного отчета руководителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Анализ обращений субъектов предпринимательской деятельности позволяет заключить, что общественные объединения потребителей в своей деятельности широко используют лишь отдельные из перечисленных форм общественного контроля, а именно общественные проверки и проведение общественных экспертиз. Отдельные общественные организации по защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного направления своей деятельности определяют контрольные функции, организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся к их компетенции.

Законодатель с 2011 года ограничил полномочия общественных объединений потребителей как субъектов общественного контроля: при осуществлении контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом (абз. 3 ч. 2 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Характер предоставляемой потребителю информации определен в ст. 8-11 Закона.

Анализ данных норм свидетельствует о том, что общественные объединения потребителей имеют право потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (ст. 8, 11 Закона).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) — индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа (ст. 9 Закона).

Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Согласно п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 указанная информация размещается в удобных для ознакомления покупателя местах – в так называемых «уголках потребителей». Соблюдение данного требования, в принципе, исключает необходимость затребования указанной информации непосредственно у предпринимателя.

Кроме этого, по требованию общественного объединения потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (ст. 10 Закона).

Указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Таким образом, запрашивать иные документы, проверять прочие вопросы, подменяя, тем самым, контролирующие органы, общественные объединения потребителей не могут.

Учитывая изложенное, представители общественных объединений потребителей не вправе:

- требовать о предъявлении субъектами предпринимательской деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;

- проверять соблюдение санитарных правил и норм, в т.ч. требовать предоставления документов, свидетельствующих о безопасности отделочных материалов;

- проверять наличие документов об образовании торговых работников, санитарно-эпидемиологических заключений и заключений соблюдения требований пожарной безопасности;

- проверять правильность применения контрольно-кассовых машин;

- проверять наличие и порядка ведения журнала учета мероприятий по контролю, предусмотренного Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», субъектами которого общественные организации не являются, и т.п.

О фактах, выявленных в ходе проверки нарушений прав потребителей и норм действующего законодательства, составляется акт по форме, установленной общественным объединением. Данный акт, однако, будет рассматриваться всего лишь как форма фиксации свидетельских показаний о возможных нарушениях предпринимателя в сфере прав потребителей.

Информация подготовлена прокуратурой Коминтерновского района Воронежской области.

amfoto.ru