«О работе Экспертного комитета ТПП ВО в области анкетирования предприятий по вопросу контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей»

22 июля 2016 года в конференц-зале Союза «ТПП ВО» состоялся круглый стол с повесткой дня: «О работе Экспертного комитета ТПП ВО в области  анкетирования предприятий по вопросу контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей».

В заседании приняли участие: президент палаты, уполномоченный по защите прав предпринимателей, депутат областной думы Юрий Гончаров, председатель Экспертного комитета ТПП ВО Александр Калтыков, а также приглашенные руководители и представители контрольных и надзорных организаций: заместитель начальника Главного управления МЧС Иван Уваров,  начальник отдела по надзору за исполнением законов о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Воронежской области Денис Мельников, руководитель Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики Людмила Бородина, руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области Игорь Механтьев, СМИ и др.

Круглый стол открыл Юрий Гончаров: «Экспертный комитет ТПП ВО провел анкетирование предприятий Воронежской области относительно контрольно-надзорной деятельности. Предлагаем Вашему вниманию отчет по итогам проведенного анкетирования, а также хотели бы выслушать ваши замечания и предложения для определения дальнейшего вектора работы».

Александр Калтыков рассказал присутствующим о целях и задачах проведенного анкетирования предпринимателей бизнес-сообщества: «Существуют такие индексы PMI, которые с 1920 года замеряются в странах всего мира — это мнение предпринимателей о том, какой  бизнес-климат в регионе. Экспертный комитет ТПП ВО делает этот анализ по Воронежской области в течение года и передает ежемесячный отчет губернатору Воронежской области. Индексы меняются, мы проводим корреляцию относительно того, что происходит вообще в мире, в т.ч. по валюте или ВВП. Это позволяет делать общие прогнозы. В своем исследовании мы объединили две методологии — Агентства стратегических инициатив и уполномоченного при президенте по правам предпринимателей, которая преподается как годовой отчет президенту РФ. Цель была одна – как можно больше задать вопросов, получить некую статистику, пообсуждать возможные варианты того, чтобы как-то из этого всего извлечь какой-то дополнительный вариант. Этот вопрос актуален не только для данного региона, но и на государственном правительственном уровне. Хочу довести до сведения присутствующих результаты в ходе проведенного анкетирования. В опросе участвовали  134 предприятия региона. В основу анкетирования было положено 6 вопросов:

Какое количество проверок было проведено в отношении предприятия?
Какова средняя продолжительность проведения проверки?
Какие виды проверок проводились в отношении предприятий?
Какие ведомства осуществляли проверки предприятий?
Какие ведомства предъявляют требования, исполнение которых связано с наибольшими издержками для бизнеса?
Какие ведомства предъявляют принципиально неисполнимые требования, заведомо предопределяющие вынесение наказания?

По первому вопросу треть респондентов сообщило о большой интенсивности проверок. По второму вопросу: 30% респондентов отметили, что проверки занимают длительностью в 20 и более дней. По третьему вопросу порядка 40% заявили о том, что проверки, которые проводились у них на предприятиях, были внеплановые. Мы попытались сопоставить, и у нас получилось, что на две плановые проверки проводилась одна внеплановая по общему количеству респондентов. Процент прокурорских проверок показал, что на пять плановых проверок была одна прокурорская. К четвертому вопросу о том, какие ведомства осуществляли проверки компании, у нас получилось, что практически каждое третье предприятие за это полугодие было проверено федеральной налоговой службой. Каждое пятое предприятие было проверено Ростехнадзором, так же ведомствами МЧС, Роструд и Роспотребнадзор. Пятый вопрос о ведомствах, которые определяют требования исполнения связанных с наибольшими издержками для бизнеса. Здесь лидер — федеральная налоговая служба, потому что 40% опрошенныхрасценивают как самые затратные и обременительные последствия после проверки налоговой службы. По шестому вопросу статистика показала, что четверть опрошенных ставит на первое место МЧС.  Подчеркну ещё раз, что данный опрос проводился не с целью сказать кто, в чем виноват, а просто показать реальное положение вещей. Далее, я бы хотел услышать Ваши комментарии по полученной информации».

В ходе общения закруглым столов приглашенные руководители и представители высказали свое мнение и оценку по предложенному оперативному статистическому отчету.

Денис Мельников (начальник отдела по надзору за исполнением законов о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Воронежской области): «Во-первых, при формировании плана проекта на будущий год, мы всегда следим за тем, чтобы все проверки проводились в одно время, это такое требование, установленное законом, для удобства проверяемых. Вообще все этицифры показывают, что та позитивная тенденция, которая сложилась после принятия 294 Федерального Закона, продолжается. Минэкономразвития в 2006 году так же проводил мониторинг этой проблемы, было установлено, что в стране, без учета налоговых проверок, проводилось ежегодно более 20 млн. проверок, на них из бюджета тратилось более 163 млдр. рублей. Если мы возьмем отчет ведомств, мы установим, что за исключением правоохранительных и налоговых органов, в 2015 году был проведен всего 1 млн. проверок. За 10 лет количество проверочных мероприятий сократилось в 10 раз. Несмотря на то, что в закон постоянно вносятся изменения, можно констатировать тот факт, что он работает и дает свои результаты. Что органы прокуратуры делают для того, чтобы сократилось количество проверок, для того, чтобы они были обоснованы и соответствовали требованиям закона? Мы проводим работу по составлению сводного плана ежегодных проверок, в прошлом году прокуратурой области было изучено 129 проектов планов, которые содержали чуть более 6000 предложений, 14 % из которых мы исключили. Следующим этапом служит согласование внеплановых проверок, этим вопросом так же занимается и областная прокуратура и прокуратуры районов на местном уровне. За 2015-2016 год было рассмотрено порядка 2000 заявлений на проведение внеплановых проверок, отказано было в 300 случаях, в основном в связи с отсутствием оснований. В ЦФО органы контроля наиболее часто обращаются с заявлениями в прокуратуру, мы на 3 месте после Москвы, но это не говорит, что у нас проводится больше проверок. Нужно понимать, что не во всех случаях внеплановые проверки согласуются в органах, есть очень много исключений, где-то направляются уведомления, где-то вообще никак не уведомляют, т.е. внеплановые и согласованные с прокурором – это незначительная часть от того числа, которые проводятся органами контроля. Для того чтобы вывести в наше поле зрения проверки, которые мы не согласовываем, по инициативе президента были внесены изменения в закон, после которого появился единый реестр проверок (ФГИСЕЕП). Ведет этот реестр федеральная прокуратура. С 2015 года все территориальные органы начали в него вносить свои сведения о проверках, через полгода включились региональные, а с нового года и органы местного самоуправления. Мы мониторим те проверки, которые к нам не поступают. Любой предприниматель зайти туда и посмотреть. Эта база не имеет информационного характера, она предназначена для того, чтобы мы эти проверки проверяли и следили за тем, как органы контроля работают, не выходя из кабинета.  Этим реестром в 2015 году мы выявили множественные случаи внеплановых проверок. Разные органы контроля носили представление по этому поводу. Что касается представленного отчета, хочу сказать следующее — видно, что этот закон не распространяется на прокурорские проверки, на административное расследование, на оперативно-розыскные действия, следственные действия и т.д., поэтому в принципе говорить о том, что какие-то сроки нарушались невозможно. В общем исследование показало положительную динамику, которая есть».

Игорь Механтьев (руководитель Управления Роспотребнадзора по Воронежской области): «Сейчас в плане проверок только бюджетные учреждения, 90%. Образование и здравоохранение. В связи с внесенными изменениями в КоАП,  малый и средний бизнес сейчас предупреждаются о предстоящей проверке. Причем предупреждаются даже по тем статьям, по которым не предусмотрено предупреждение.  Есть отдельное направление – защита прав потребителей. Там угрозы для жизни нет, поэтому 100% предупреждений, вне зависимости от статьи КоАП. Все это я говорю к тому, что проводя такое исследование, важно чтобы те, кого опрашивают, понимали, какое сейчас существует законодательство. У нас 77 000 зарегистрированных хозяйствующих субъектов. По численности наиболее крупные проверяющие органы — это мы и МЧС. У нас осуществляют контрольно-надзорные мероприятия чуть больше 100 человек. Касательно исследования – мне не совсем понятно, какое можем дать предписание, чтобы оно было неисполнимо? Если что-то построить, то на это отводятся сроки немаленькие. Тем не менее, если есть мнение предпринимательского сообщества, мы его принимаем и готовы обсуждать».

Михаил Брижагин (заместитель руководителя территориального органа Главного управления МЧС России по Воронежской области): «Мы, безусловно, примем к сведению данные цифры, но есть и еще конструктивное предложение -  нам нужно собираться не только в узком кругу надзорниками, но и представителями ТТП. Мысль о том, что при несоблюдении мер возможна и уголовная ответственностьи хотелось бы донести до бизнес-сообщества. Поэтому у меня предложение такое: собираться в широком формате для того, чтобы ликвидировать эту безграмотность».

Людмила Бородина (руководитель Управления развития предпринимательства, потребительского рынка и инновационной политики): «Я хотела бы поблагодарить коллег, они действительно провели важную и значимую работу. Благодаря их работе мы имеем сейчас тему для дискуссии. Результат работы показывает то, что мы идем в правильном направлении. Показатели говорят о том, что количество проверок снизилось. Со своей стороны, мне проще сказать о работе малого и среднего бизнеса, но как руководитель управления, я хотела бы заметить, что малый и средний бизнес не готов к тому, чтобы отказаться от проверок. Все сидящие из нас, конечно, хотят получать качественные товары и качественные услуги.

Иван Лачугин (председатель Воронежского отделения «Деловой России»): «Со всеми выступавшими согласен. Сейчас жалоб с нашей стороны нет. Понятно, что все совершенствуется. Хочется, чтобы было еще лучше. Поэтому, налоговые проверки, безусловно, нужны».

В завершении заседания Юрий Гончаров подвел итоги  круглого стола: «ТПП ВО, в свою очередь, будет продолжать проводить разъяснительную работу с предпринимателями. На ноябрь месяц намечен форум. Есть образовательный центр, который будет и дальше вести эту работу. Предпринимательство в нашей стране началось с 90-х годов, с тех пор многое изменилось. Кто-то развивался и совершенствовал свою деятельность, а кто-то мыслит и работает по-старому. Наша сегодняшняя встреча показала взаимный интерес, будем в дальнейшем расширять круг общения. Всего доброго».

amfoto.ru