Региональный бизнес-омбудсмены обсудили защиту прав предпринимателей при проведении проверок

8 декабря 2014 года в рамках IV Всероссийская конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей прошел Круглый стол по проблемам предпринимательства, в сфере государственных закупок. В его работе приняли участие – федеральный бизнес омбудсмен Борис Титов, Министр РФ по делам открытого правительства Михаил Абызов, начальник Управления Генеральной прокуратуры РФ по надзору за соблюдением прав предпринимателей Алексей Пухов, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (Роспотребнадзор) Анна Попова, Руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Всеволод  Вуколов, общественный омбудсмен по малому и среднему предпринимательству Виктор Ермаков. Модераторам круглого стола выступил общественный омбудсмен по проверкам, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Петр Слепченко.

Борис Титов «контрольно-надзорная деятельность — одна из основных регуляторных процедур по которой происходит взаимодействие между бизнесом и властью. По нашему мнению нагрузка на бизнес в этой сфере сейчас избыточна. Недаром основным лейтмотивом в экономической части Послания Президента стали именно вопросы кнд. О них же говорил и я на встрече омбудсменов с Президентом. Именно Владимир путин сказал, что у нас такое количество проверяющих структур, что если каждая навестит предпринимателя раз в год, то предприятие не сможет работать оно будет только отчитываться».

Б. Титов отметил, что количество проверок постепенно снижается последние годы, но все еще составляет внушительную цифру – 2,7 миллиона проверок в год. Если не считать индивидуальных предпринимателей и малые предприятия работающие по специальным налоговым режимам (их почти не проверяют), то получается что основная нагрузка ложится на средний бизнес, и там уже количество проверок на компанию весьма велико.

По словам Бориса Титова снизить количество проверок удалось с помощью 294 Фз, но сейчас контрольные органы активно ищут пути обхода этого закона. В частности резко выросла доля внеплановых проверок и проверок по заявлениям граждан, которые возбуждаются в том числе по анонимным заявлениям. Растет количество разновидностей проверок. Так под действие 94 ФЗ не попадают мероприятия по мониторингу и административные проверки.

Качество работы проверяющих органов также оставляет желать лучшего, считает Б.Титов.

«Профессионализм их невысок. В результате предпринимателям часто приходится доказывать свою правоту в судах и процент выигранных ими дел высок», — заявил он. Кроме того по его мнению  штрафные санкции часто носят несправедливый характер. Размер их одинаков и для Газпрома и для малой компании. Поэтому институт Уполномоченного внес предложение не штрафовать компании при первом нарушении, а для субъектов малого предпринимательства снизить размер всех штрафов в два раза.

Он отдельно отметил, что Президент поддержал подход института Уполномоченного к созданию Единого реестра проверок – туда должны быть включены как плановые так и внеплановые проверки. «Было много дискуссий и разных мнений исходящих  от правоохранительных и контрольных органов , — заявил он. Но после слов Владимира путина мы рассчитываем, что Закон будет принят именно в том виде, который предлагаем мы, так как иначе в нем не будет никакого смысла».

Михаил Абызов заявил, что рассматривает институт уполномоченных по защите прав предпринимателей как один из самых действенных, по настоящему открытых госорганов выстраивающих диалог власти и бизнеса. «Для меня особо приятно, что этот институт появился по инициативе предпринимательских союзов в рамках Открытого правительства», — отметил он.

М. Абызов подчеркнул, что Открытое правительство неоднократно поднимало вопрос о том, что проверочная деятельность все больше становится серьезным фактором сдерживающим развитие реального сектора экономики, а  в некоторых регионах дополнительным и сильным гнётом для предпринимателей. При этом он признал, что статистические данные показывают противоречивую картину. С одной стороны количество видов надзора у нас так велико, что каждое контрольное ведомство может проверить в  год не более четырех процентов по каждому его виду, т.е. на проверку всех компаний по одному виду надзора уйдет 25 лет. Однако в результате проверки проводятся не на основании объективных данных, а случайным образом, что и формирует атмосферу избыточного контроля.

Отрицательно сказывается и низкое качество работы проверяющих. В результате бизнес считает проверочную деятельность несправедливой, необоснованной и необъективной, — заявил. М. Абызов. -Правильный рецепт решения проблемы выработать непросто. Нужно как совершенствовать действующие регламенты, так и приступать к глобальной модернизации системы кнд». При этом, по его мнению, эти процессы должны идти параллельно, так как реформа кнд – дело требующее больших временных затрат, а бизнесу нужны реальные шаги по облегчению его положения уже сейчас. Делать это надо обязательно, так как по разным подсчетам проверки обходятся стране в сумму эквивалентную от 2 до 4 процентов ВВП.

Михаил Абызов сообщил, что, выполняя поручение Президента России, Правительство уже подготовило новую концепцию Федерального закона «О государственной и муниципальной контрольной (надзорной) деятельности». Согласно ней проверки будут проводиться по рискориентированному подходу, исходя из реальной степени угрозы государству, обществу и потребителям. По его словам, такой подход уже начал использовать ряд ведомств. К примеру, ФНС и Ротехнадзор. Последний за два года сократил число объектов повышенной опасности с 289 тысяч до 8 тысяч 200, разделенные на четыре категории по степени риска. «Очевидно, что качественно отслеживать безопасность на АЭС и в булочной где используется гидравлический пресс, нереально, — считает М. Абызов. – Кончено, раньше все следили за безопасностью АЭС, а в булочные заглядывали для иных надобностей. Теперь этого нет». Также Ростехнадзор разработал 28 профилей рисков, ориентируясь на которые и строит свои проверки.

Еще одной проблемой М. Абызов назвал хаотичность надзорной деятельности, когда по одному и тому же поводу в компанию могут заявляться разные ведомства. «Этот процесс надо унифицировать и на федеральном и на региональном уровне», — считает он. М. Абызов сообщил, что уже сейчас Москва и Ульяновск ввели единый режим инспекций – одно окно для проверок в области строительства, одно окно – для проверок в области эпидемиологии и т.д. Он отметил этот опыт как интересный, но вопрос, по его словам, в том каким образом делегировать полномочия проверяющих органов в субъекты РФ.

Алексей Пухов отметил, что особая роль Генеральной прокуратуры в проверочной деятельности в том, что согласно Конституции и законам РФ она осуществляет проверки по фактам нарушения законодательства в отношении любых физических и юридических лиц, т.е. проверяет и частные предприятия и контрольно-надзорные органы. При  этом, по его словам, защита прав предпринимателей сейчас – приоритетное направление в работе Генпрокуратуры. Создано соответствующее управление в Генеральной прокуратуре, а в региональных – отделы. Успешно действует межведомственная рабочая группа при Генпрокуратуре и ее аналоги на региональных уровнях. «наша задача – не только следить за соблюдением законодательства по отношению к  предпринимателям, но и оградить их от необоснованных претензий, — заявил А. Пухов. — Мы в некотором роде выступаем адвокатами бизнеса». Так он сообщил, что недавно Генеральная прокуратура собирала у себя представителей всех 40 с лишним федеральных министерств и ведомств осуществляющих контрольно-надзорную деятельность и официально уведомило их, что любое сомнение в законности проверки и обоснованности ее результатов  будет трактоваться в пользу предпринимателей.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  (Роспотребнадзор) Анна Попова заявила, что общая ситуация с кнд в России показывает, что бизнес и контрольные органы «могут слышать друг друга и делать своевременные выводы». Она сообщила, что с 2010 года количество проверок проводимых Роспотребнадзором сократилось в 4 раза, а с 2004 года – в 10 раз. Вместо 28 тысяч проверок в 2004 – 2300 проверок в 2014. В следующем году ведомство также планирует сократить число проверок на 15% процентов. Это произошло так как Роспотребнадзор исключил любые основания для проверок кроме соответствия санитарным нормам. «Мы начали внедрять рискориентированный подход при проведении проверок еще при СССР, — заявил А. Попова. – Тогда действовало три категории объектов по уровню рисков, самый высший по уровню риска (эпидемзначимый) – это объекты водоснабжения, пекарни, школьные столовые и т.д. — проверялся и проверяется до сих пор особо тщательно». В большинстве же случаев Роспотребнадзор уже перешел на уведомительный порядок регистрации предпринимателей. Идет дебюрократизация других направлений работы ведомства – сокращено число видов продукции подлежащей госрегистрации, перечень документов для ее получения сократился втрое. А. попова выразила готовность учитывать в работе поступающие от уполномоченных по защите прав предпринимателей, в том числе учесть их при изменении санитарных норм и правил.

Руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Всеволод  Вуколов рассказал о том оп каким принципам строится проверочная деятельность его ведомства. «У нас есть три группы предприятий: те, что мы выборочно проверяем в плановом порядке, предприятия повышенной группы риска и те, где имеются хронические нарушения законодательства, — рассказал он. – Мы также выделили критерии по которым отбираем предприятия для проверок – охрана труда, соблюдение ТК в части выплат зарплат и случаи смертности на производстве». По его словам, эта система помогла Роструду существенно снизить количество проверок. К примеру, их число не влияет на итоговый рейтинг региональных управлений по итогам года. Также ведомство старается без необходимости не применять штрафные санкции. «Штраф не панацея, — заявил В. Вуколов. – Ну, стрясем мы с предпринимателя эти 30 тысяч рублей. кому от этого станет легче? Наша задача помочь устранить нарушения, чтобы люди спокойно работали». Он отметил, что Роструд создает электронный реестр, в котором будет предусмотрена он-лайн инспекция – каждый предприниматель сможет самостоятельно проверить есть ли в его компании нарушения, чтобы потом самостоятельно их устранить. Скоро эта система будет презентована», — сообщил В. Вукулов.

amfoto.ru