Региональные бизнес-омбудсмены обсудили проблемы предпринимательства в транспортной сфере

6 декабря 2014 года  в рамках IV Всероссийская конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей прошел Круглый стол по проблемам предпринимательства, связанным со сферой автотранспорта. Модератором выступил общественный омбудсмен по транспорту Никита Музыря. Участники круглого стола обсудили вопросы правового регулирования грузо- и пассажироперевозок.

Никита Музыря отметил, что транспортная отрасль – одна из последних, чья деятельность испытывает недостаток регулирования. При этом транспорт – связующая нить между всеми остальными бизнесами. В России в транспортном бизнесе задействовано более 8 миллионов транспортных средств. 60 процентов предприятий относятся к сектору малого и среднего предпринимательства. А доля убыточных предприятий за последние годы выросла до 39 процентов. По его мнению это вызвано постоянным возложением на транспортников все новых дополнительных финансовоых нагрузок в виде налогов, сборов и страховок.

Никита Музыря отметил, что по результатам поступающих обращений в Ежегодный доклад Уполномоченного Президенту России были включены самые наболевшие проблемы:

- сложности международных перевозчиков при пересечении границы;

- дискриминация негосударственных перевозчиков при доступе к рынку транспортных услуг;

- отсутствие рамочных законов регулирующих пассажиро- и грузоперевозки;

- непрозрачные механизмы ценообразования на тарифы пассажирских перевозок;

Последнее он отметил особо. «Часто региональные власти назначают тарифы не считаясь с логикой и экономикой, — заявил Н. Музыря. – В результате многие частные компании все чаще работают в убыток. Если в госсекторе эти убытки покрываются субсидиями и дотациями или вписываются в графу выпадающие доходы, то частники субсидии получают только по решению суда»

Первый заместитель председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков рассказал о работе над законодательным обеспечением пассажироперевозок. По его словам государство более 20 лет не принимало никакого участия в регулировании этого рынка. Первая попытка — принятие 61 ФЗ. «Она получилась несовершенной, — считает В. Лысаков. – Мы получили обратный эффект». Он сообщил, что по статистике лицензию приобрел лишь каждый третий водитель – 500 тысяч из 1,5 миллионов занятых пассажироперевозкой. «Многие не так поняли смысл Закона. – считает В. Лысаков. – М ыне хотим выдавить незаконных извозчиков с рынка. Мы хотим шире открыть двери ан ырнок, чтобы они спокойно легализовались и спокойно кормили свои семьи». По его мнению эта задача не была решена в тмо числе из-за диспропорциональной системы штрафов. За нелегальный извоз штраф составляет 5 тысяч рублей, в то время как штрафы получившим лицензию могут доходить до 30 и даже до 50 тысяч рублей. Вячеслав Лысаков сообщил, что сейчас готовится Закон зеркальным образом меняющий эту пропорции.: за нелегальный извоз будет штраф в 30 тысяч рублей, в случае повторного нарушения – те же 30 тысяч плюс лишение прав сроком на один год.

Также он особо отметил возросшую в Москве социальную напряженность в связи с резким ростом стоимости патента на грузоперевозки. Он вырос в десять раз – с 18 тысяч рублей до 180 тысяч рублей. «люди доведены до отчаяния», — подчеркнул он.

Не менее жесткой критике было подвергнуто обсуждаемая в Правительстве Москвы идея сделать платным въезд в столицу. «У нас в стране действует единое экономическое пространство и мы не можем ограничивать любым образом передвижение людей и услуг, — завил В. Лысаков. – Введение сборов за въезд в любой город России – антиконституционно»

«В виду отсутствия федерального регулирования вся конкурсная документация составляется регионами самостоятельно, — отметила Председатель Федерального совета Всероссийской политической партии «Автомобильная Россия» Елена  Фанаева . – Отсутствует единая норма критериев из-за чего возникают абсурдные ситуации, когда машины с более старым оборудованием получают больше баллов, чем с более новым».

Так же она отдельно остановилась на вопросе борьбы с нелегальными  междугородними перевозчиками. «Мы осознаем, что некоторые компании регистрируют их как заказные автобусы, — заявила Н. -  Однако принятие мер по устранению недобросовестной конкуренции, не должно оказывать отрицательное влияние на рынок в целом. Поэтому эти меры нужно разрабатывать совместно с  предпринимательским сообществом»

Среди других проблем транспортной отрасли Н назвала негативное восприятие многими муниципалитетами частных перевозчиков, необустройство маршрутов в соответствии со СНИПами и иными нормами, формирование расходных статей местных бюджетов на пассажироперевозки по остаточному принципу и отсутствие надлежащего контроля за их расходованием.

Юрий Свечников отметил, что, когда государство берет на себя функцию установления и регулировки тарифов на перевозки, оно берет на себя обязательства компенсировать разницу между государственной и рыночной ценой на перевозку. «Однако сейчас это нигде не имеет своего подтверждения,  кроме как решениями судов», — заявил он. При этом методика компенсации уже рассчитана Московским институтом транспорта, но пока никак не институционализирована. Ю. Свешников призвал как можно скорее придать ей официальный статус.

Заместитель начальника Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства, Н.Н.Дейнеко  рассказал о правовых основ обеспечения транспортной безопасности. А Начальник отделения организации контроля за перевозками пассажиров и грузов отдела надзора управления надзорной деятельности Госавтоинспекции России, Р.А.Самсонов остановился на проблемах переаттестации автошкол по новым правилам. Он выразил недоумение ажиотажем вокруг этого вопроса, так как требования к автошколам составлялись, исходя из того, что большинство из них уже им соответствуют. «На нашем сайте мы фиксируем каждое обращение о регистрации и факт ее выдачи или отказа, в последнем случае всегда можно посмотреть причины отказа», — заявил он.

amfoto.ru