Юрий Гончаров: «Права предпринимателей приходится часто защищать»

Имя Юрия Гончарова знакомо всем воронежским бизнесменам, поскольку президент региональной ТПП занимается не только вопросами развития предпринимательства в нашей области, но и следит за соблюдением прав тех, кто открыл свое дело. Надо сказать, что и беседа с Юрием Федоровичем получилась такой же многогранной – о бизнесе, качестве продуктов, новых проектах и ситуации в Украине…

– Вы работаете в Торгово-промышленной палате Воронежской области с 1988 года. Конечно, с тех пор многое изменилось. Какие перемены Вы бы отметили как наиболее значимые?

– Я начинал свою профессиональную деятельность в палате еще в советский период, и сейчас все кардинально поменялось. В те годы у Торгово-промышленной палаты было два основных направления работы, а на сегодняшний день это порядка 30 функций. Изменения произошли с развитием предпринимательства, появились собственники бизнеса и инфраструктура, которая сейчас является основой экономики региона и страны. В связи с этим менялись и мы. В 1993 году появился закон «О Торгово-промышленных палатах в РФ», где обозначены основные приоритеты и функции палаты. Мы ведем общественную деятельность, взаимодействуем с предпринимателями. Так, существует членская база, куда входят порядка 400 предприятий Воронежской области. Кроме того, у нас выстроена система комитетов – специализированных площадок, например, комитет по транспорту, телекоммуникациям, легкой промышленности и т.д., в рамках которых бизнесмены могут обсуждать актуальные вопросы и находить решение возникающих проблем. Также работаем с объединениями предпринимателей – Российским союзом промышленников и предпринимателей, Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия», Гражданским собранием «Лидер», Воронежским региональным союзом предпринимателей «Опора» и другими.

Выстроен и системный подход в работе с правительством области. Законопроекты, касающиеся развития экономики нашего региона, сначала выносятся на слушания в палате, а затем на рассмотрение в областной Думе и правительстве.

– Какие основные задачи сейчас стоят перед региональной Торгово-промышленной палатой?

– Одно из направлений нашей работы – оценка регулирующего воздействия. Выходят различные регламенты, принимаются постановления органов власти, касающиеся экономики и торговли, а мы, в свою очередь, следим за тем, чтобы эти изменения не приносили ущерб предпринимательству.

Сейчас ТПП Воронежской области оказывает множество услуг для владельцев бизнеса. В частности, это организация выставочной деятельности, проведении мероприятий и презентаций.

Еще одно направление нашей работы – выдача документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, например, при экспорте товаров за рубеж. Немаловажным является и обучение по трем направлениям: это проведение презентации компании, охрана труда и участие в госзакупках.

Также Торгово-промышленная палата является своего рода инспекционной компанией, поскольку наши специалисты проводят оценку качества товаров при возникновении неоднозначных ситуаций. Важным является и то, что при палате действует центр по урегулированию экономических споров в добровольном порядке.

Кроме того, мы занимаемся защитой интеллектуальной собственности – регистрацией товарных знаков. К сожалению, в нашей стране культура в этом плане еще до конца не развита. На Западе предприниматели, прежде всего, разрабатывают товарный знак, понимая его ценность. К примеру, бренд BMW стоит 60 % от всех активов компании. В России же далеко не каждый бизнесмен задумывается об этом – в особенности, это касается предприятий малого и среднего бизнеса.

Немаловажная часть нашей работы – проведение торгово-экономических миссий. В конце июля мы посетили Крым, по итогам которой были достигнуты соглашения о взаимовыгодном сотрудничестве между палатами, а воронежский бизнес получил надежные прямые контакты с потенциальными партерами. Отмечу, что уже сейчас ведется активная работа между ГАО «Черноморнефтегаз» и Воронежским механическим заводом – филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Летом к нам приезжала делегация из Тульской области, и мы организовывали биржу деловых контактов.

Следует сказать, что Торгово-промышленная палата является международной сетью. В мире существует две модели развития – немецкая и американская. В первом случае членство в палате является обязательным условием для любого предприятия, во втором – носит добровольный характер. Мы избрали путь американской системы. С рядом палат из разных стран у нас действуют соглашения. Мы следим за актуальными мероприятиями, которые были бы не только интересны, но и выгодны для воронежского бизнес-сообщества. В ближайшее время мы планируем выезд в Армению с посещением промышленной выставки «Expo-Russia-Armenia 2014» и в Республику Беларусь для встречи B2B с предпринимателями в Минске. У такого взаимодействия есть еще один положительный аспект: нам необходимо увеличивать долю экспорта местной продукции – это один из главных показателей не только конкурентоспособности наших товаров, но и развития региона в целом.

– В Воронежской области создана система добровольной сертификации «Петровский стандарт». Охотно ли предприниматели принимают участие в этом проекте?

– Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что это система добровольная и нуждается в глобальной административной поддержке и финансировании. Сейчас на рынке могут встречаться три категории подделки – фальсификат (содержание не соответствует указанному на упаковке), контрафакт (товары продаются под чужим товарным знаком) и просто некачественные продукты, которые не соответствует правилам безопасности. Эмблема «Петровский стандарт» означает, что производитель не обманывает покупателей, указывая состав продукта. Логотип будет нанесен после соответствующей проверки.

«Петровский стандарт» – только часть нашей работы в борьбе за качественные продукты питания. Мы активно работаем с обществами защиты прав потребителей. Периодически проводятся смотры качества продовольственных товаров – хлеба, напитков, мороженого, рыбы и т.д. Я считаю, что эта система должна работать вместе с областной программой качества.

Еще одна наша задача – расширение рынков сбыта. Предприниматели нуждаются в поддержке, чтобы их продукция попадала на прилавки, и мы активно работаем над этим вопросом – не только с производителями, но и с торговыми сетями.

– При ТПП Воронежской области действует выставочный центр «Вета». В одном из интервью Вы сказали, что планируется строительство нового здания комплекса. Как продвигается эта работа?

– Работа ведется, но это сложный процесс – выставочные комплексы строятся в нашей стране достаточно редко, поскольку окупаемость такого здания в среднем составляет 15 лет. В этом направлении лидирует Москва и Санкт-Петербург, хорошие комплексы построены в Ростове-на-Дону и Новосибирске. Мы стремимся к тому, чтобы наш выставочный центр был лучшим в Черноземье, а это дело не одного дня. Конечно, своими силами Торгово-промышленной палате сложно справится с этой задачей, и свою роль мы видим, прежде всего, в том, чтобы регулировать выставочную деятельность в нашем регионе, сделать ее максимально эффективной.

Переговоры по строительству выставочного комплекса ведет и ряд предпринимательских структур. Сейчас в этом направлении работают несколько инвесторов, и рассматриваются четыре площадки для размещения будущего здания.

– Как, на Ваш взгляд, развивается воронежский бизнес сегодня? Созданы ли в регионе благоприятные условия для этого?

– Проблемы есть и будут, но на региональном уровне в данном направлении сделано многое. В последние годы бизнес стал активно участвовать в инвестиционных проектах. Торгово-промышленная палата ежегодно делает оценку работы муниципальных образований: мы опрашиваем предпринимателей, выясняем, с какими трудностями им приходится сталкивать, и сообщаем о результатах главе региона. Это ложится в оценку работы главы того или иного района области. Кроме того, у нас достаточно сильна информационная составляющая работы: действует портал улучшения делового климата, есть Уполномоченный по правам предпринимателей, которым являюсь я. Инвесторы понимают, что их права будут защищены. Это касается и иностранных предприятий. Так, одним из показателей является тот факт, что Воронежская область – единственный регион, в котором построила завод компания Siemens.

– Юрий Федорович, в чем Вы видите свою главную задачу на посту Уполномоченного по правам предпринимателей? С какими вопросами обращаются бизнесмены?

– Спектр жалоб разнообразен – это и земельные вопросы, и споры по поводу временных сооружений, и разногласия по поводу аренды. Прежде всего, мы разбираемся, прав ли сам предприниматель. Для этого у нас аккредитован пул экспертов, в том числе, адвокаты, которые дают заключения по тем или иным жалобам. Как только выясняется, что правда на стороне бизнесмена, то я использую все юридические возможности, чтобы защитить его права.

– Часто ли Вам приходится это делать?

– Часто. Было зарегистрировано около 50 жалоб, и ни одной мы не оставили без внимания. Положительных примеров в разрешении этих непростых ситуаций можно привести много.

– Какие профессиональные и человеческие качества, на Ваш взгляд, помогают добиться успеха в бизнесе?

– Предприниматель – человек активный, не боящийся предлагать идеи. Кроме того, необходимо чувствовать специфику этой работы, понимать нишу для развития бизнеса. И, наконец, успешные бизнесмены – трудоголики, которые работают с утра до вечера. Для них это уже образ жизни. Также важна социальная ответственность бизнеса. На мой взгляд, такие компании составляют основу нашей экономики. При этом нужно собрать команду единомышленников, ведь, как известно, короля делает свита.

– В этом году Вы побывали в Республике Крым. Как бы Вы оценили развитие предпринимательства здесь?

– Я в Крыму до этого не был ни разу, и как будто опять попал в Советский Союз. Для становления бизнеса здесь нужно много инвестиций, хотя есть предприниматели, которые смогли реализовать себя. Не на уровне Воронежа, но все же активно развивается строительная сфера, однако, бум этой отрасли в Крыму еще предстоит. Я считаю, что здесь важно усилить туристическое направление. Крым – это уникальное место, но многие наши соотечественники по-прежнему предпочитают отдыхать в Турции и Египте, и эту ситуацию, на мой взгляд, нужно переломить. Еще там можно выращивать многие овощные культуры – климат позволяет, создать предприятие по их переработке.

В рамках майской встречи мы договорились о сотрудничестве. Уже состоялась торгово-экономическая миссия в Крым. Эта работа будет продолжаться, и я надеюсь, что с каждым годом все больше воронежцев будут отдыхать в Крыму.

– Воронежский бизнес заинтересован в том, чтобы реализовывать здесь свои проекты?

– Да, многие крупные предприниматели ведут переговоры в этом направлении, но о явных результатах сказать пока не могу, поскольку сейчас Крым только адаптируется к российским реалиям: многие предприятия и банки еще зарегистрированы как украинские, не все жители получили новые паспорта, к тому же, здесь сложная транспортная инфраструктура. Думаю, что адаптационный период будет идти еще как минимум год.

Сейчас в связи с непростой ситуацией в Украине в нашу область приезжают граждане, вынужденные покинуть свои дома. Мы не смогли остаться в стороне и выступили с инициативой об оказании этим людям соответствующей помощи, в том числе и в возможном их трудоустройстве.

Беседовала Елена Жукова ( ВРОО «Гражданское собрание «Лидер»)

 

amfoto.ru