Воронежская область — регион с высоким уровнем развития

Об экономическом развитии, о бизнес-климате, бизнес-омбудсмене Воронежской области, а также об опыте взаимодействия с Торгово-промышленной палатой Воронежской области в эксклюзивном интервью ТПП-информ рассказал глава региона Алексей Гордеев.

– Какова сегодня динамика экономического развития Воронежской области? Какие отрасли демонстрируют рост? Какие воронежские компании занимают лидирующие места?

– Воронежская область является одной из крупнейших стабильно развивающихся региональных экономик центральной России. По объему валового регионального продукта (ВРП) она занимает 4-е место в ЦФО (после Москвы, Московской и Белгородской областей) и 28-е место в РФ. По численности занятых в экономике у нее 3-е место в ЦФО после Москвы и Московской области.

В непростых макроэкономических условиях последних лет (кризис и ликвидация его последствий в 2009 году, аномальная жара, пожары и высокая продовольственная инфляция 2010 года) экономика области демонстрировала высокую устойчивость к негативным проявлениям, а в последующий период 2011–2012 годов – очень высокую динамику развития с темпами, значительно превышающими среднероссийский уровень. По темпам прироста ВРП (11,4%) наша область впервые за более чем 20 лет вошла в пятерку наиболее динамично развивающихся регионов. При этом уже в 2011 году объем ВРП превысил уровень докризисного 2008 года на 8,6% и, таким образом, 2011 год можно считать годом окончательного восстановления экономики региона.

В 2012 году область впервые заняла 1-е место среди субъектов РФ по значению индекса промышленного производства – 129,1%. Высокие темпы роста промышленного производства в прошлом году были обусловлены, с одной стороны, опережающим развитием обрабатывающих производств (1-е место в РФ по значению индекса производства), с другой стороны – возобновлением работы после реконструкции Нововоронежской АЭС.

При этом отмечалось качественное изменение воспроизводства в обрабатывающей промышленности: рост обрабатывающих производств был обусловлен не столько результатами деятельности десятка предприятий-флагманов (россошанские «Минудобрения», «Созвездие», «Синтезкаучук», ВАСО и др.), сколько динамичным развитием большинства средних предприятий, относящихся ко «второму эшелону». Эти предприятия выпускают широкую номенклатуру конкурентоспособной продукции, зачастую импортозамещающую, с высоким удельным весом добавочной стоимости и более высокой долей «инновационности». К их числу относятся ООО «Фотон» (производство микросхем), ООО «Феникс-электро» (производство электродвигателей малой мощности), ОАО «Воронежский опытный завод программной продукции», ЗАО НПП «Агрофарм» (производство лекарственных ветпрепаратов), ООО «Радуга-Р» (производство пломбировочных материалов), ООО «Спектр» (производство деревообрабатывающих станков), ООО «Роста» (производство металлорежущих станков), ОАО «Эртильский опытно-механический завод» (выпуск оборудования для пищевой промышленности), ООО «ВОРОНЕЖТЕХНО» (производство культиваторов), ОАО «Зерноочистка» (производство зерноочистительных машин) и др.

В 2013 году темпы роста региональной экономики несколько замедлились, но по-прежнему превышают общероссийские параметры. К примеру, промышленное производство за 9 месяцев текущего года выросло на 5,2% (в целом по России – на 0,1%). Опережающая динамика в областной промышленности обеспечена высокими темпами роста в обрабатывающих производствах, тесно связанных со строительством: объемы обработки древесины и производства изделий из дерева увеличились на 14,2% (рост выпуска оконных блоков), производство прочих неметаллических минеральных продуктов выросло на 8% (увеличился выпуск практически всей традиционной номенклатуры). Выходит на проектную мощность Воронежский филиал ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп». Это новое предприятие по производству цемента «сухим» способом, не имеющее аналогов в России и странах СНГ, было построено за три года и рассчитано на выпуск до 3 млн тонн цемента в год. На нем применены современные технологии цементной промышленности, позволяющие повысить производительность труда и энергоэффективность производства.

На 10-13% нарастили объемы предприятия, относившиеся ранее к машиностроению: увеличилось производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств.

В производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования устойчивая положительная динамика с опережающими темпами роста не только характеризуется высокими значениями индекса производства (110%), но и сопровождается высокими темпами продаж.

Производство транспортных средств и оборудования выросло на 13,3%, что обусловлено увеличением производства самолетов Ан-148 и самолетокомплектов для самолета SSJ 100 в ОАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество». В апреле был подписан акт сдачи-приемки самолета Ан-148-100ЕМ («летающий госпиталь»), предназначенного для МЧС России.

Удалось преодолеть спад в производстве машин и оборудования (на 15-26% в начале года). Рост производства, обусловленный в том числе завершением инвестиционной фазы и выходом на проектную мощность нового производства по выпуску сельскохозяйственных машин (ООО «Воронежсельмаш»), продолжается в течение шести месяцев: индекс производства в январе – сентябре составил 112,6%.

По объему производства сельскохозяйственной продукции область занимает одно из ведущих мест среди регионов центральной России и 7-е место среди крупнейших продовольственных регионов РФ.

В январе – сентябре 2013 года темп роста производства продукции сельского хозяйства составил 110,2% к соответствующему периоду прошлого года. Рост обеспечен во многом благодаря реализации крупных инвестиционных проектов. В настоящее время в рамках региональной программы «Развитие сельского хозяйства Воронежской области на 2013–2020 годы» реализуется более 75 инвестиционных проектов по развитию животноводства, а именно ООО «ЭкоНиваАгро», ООО «Заречное», ООО «АПК АГРОЭКО» ООО «Калитва» и др.

Развитие региональной экономики обеспечивалось за счет инвестиций в создание новых и модернизацию действующих производств. За последние годы среднегодовой объем инвестиций увеличился практически в два раза – с 95 млрд рублей в 2009 году до 180 млрд рублей в 2012 году (среди субъектов ЦФО область заняла 3-ю позицию по абсолютному показателю после Москвы и Московской области, среди субъектов России – 18-е место). В сопоставимой оценке инвестиции в экономику области в 2012 году к уровню 2009 года увеличились в 1,5 раза (в РФ – в 1,2 раза). В I полугодии 2013 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 21%, что позволило области в рейтинге субъектов ЦФО занять 1-е место (в РФ – 14-е место).

В регионе обеспечивается системный рост доходов населения. За последние 4 года (с 2009 по 2012 год) среднедушевые денежные доходы выросли в 1,8 раза и составили в среднем за 2012 год 19 тыс. рублей. За 9 месяцев 2013 года среднедушевые денежные доходы населения Воронежской области составили  20331,7 рублей и увеличились в реальном выражении к уровню соответствующего периода 2012 года на 9,2%.

Опережающий рост доходов населения относительно роста потребительской инфляции определил значительное сокращение уровня бедности в регионе. Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума сокращена с 20,1% в 2009 году до 10,4% в 2012 году.

– Воронежская область занимает первое место по деловому климату в России по рейтингу Минэкономразвития. За счет чего удалось добиться такого результата?

– Действительно, недавно Минэкономразвития провело оценку эффективности деятельности глав субъектов РФ по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. По итогам 2012 года Воронежская область заняла первое место среди регионов с высоким уровнем развития, что является одним из основных итогов нашей работы.

Условий и факторов, объясняющих наши достижения, довольно много – они определяют причинно-следственные связи, формирующие данный положительный процесс. Назову основные из них. Так, на региональном уровне мы добились следующих результатов:

1. В рамках работы по внедрению Стандарта деятельности исполнительных органов власти Воронежской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе нам удалось в прошлом году существенно сократить бюрократические процедуры, связанные с вопросами строительства и инвестирования. В результате значительно снижены количество и сроки проведения административных действий, необходимых инвестору для начала работы. Например, предельный срок подключения потребителей к электросетям сокращен более чем в 2 раза (с 290 дней до 136 дней ) – теперь это 4-е место среди субъектов РФ;

2. Сформирована система инфраструктурно обеспеченных инвестиционных площадок. На территории области функционирует двухуровневая система индустриальных парков: создано 3 государственных индустриальных парка («Масловский», «Лискинский» и «Бобровский») и частный индустриальный парк «Перспектива»;

3. Завершена разработка нормативно-правовой базы в сфере поддержки инвестиционной деятельности, государственно-частного партнерства. Приняты законы «Об инновационной политике», «О технопарках» (кстати, первый такой закон на территории страны), «О науке и научно-технической политике в Воронежской области»;

4. Сформирована инфраструктура, способствующая коммерциализации новых разработок – создано специализированное государственное учреждение «Агентство по инновациям и развитию», действует 4 технопарка: «Содружество», «Митем», «Калининский», «Космос-Нефть-Газ». При финансовой поддержке федерального бюджета создано 5 бизнес-инкубаторов: «Авиационный», «Восток», «Калининский», бизнес-инкубаторы Воронежского государственного архитектурно-строительного университета, Воронежского государственного университета инженерных технологий. В Воронежском государственном университете созданы Центр трансфера технологий, технопарк «Дубовка». В семи крупных высших учебных заведениях области работают офисы коммерциализации;

5. На программно-целевой основе сформирована система государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, реализующих инвестиционные и инновационные проекты;

6. В рамках портала власть-бизнес.рф сформирована система оценки предпринимательским сообществом действий региональных органов власти, предоставляемых услуг, внедрена система оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, действует институт уполномоченного по правам предпринимателей, организовано активное взаимодействие органов власти с объединениями предпринимателей, Торгово-промышленной палатой.

– Прошел год работы уполномоченного по правам предпринимателей при губернаторе Воронежской области – президента ТПП области. Каковы первые итоги, как вы оцениваете его деятельность?

 – Считаю, что год назад было принято верное решение назначить бизнес-омбудсменом руководителя областной Торгово-промышленной палаты. В государстве есть немало структур, которые могут и должны защищать права предпринимателей, – прокуратура, Следственный и Антикоррупционный комитеты, ФСБ, МВД, Роспотребнадзор и др., но именно уполномоченный по защите прав предпринимателей при губернаторе области лучше многих знает все нюансы предпринимательской деятельности, все риски, с которыми сталкивается бизнес, административные барьеры, которые мешают его развитию.

 С президентом ТПП Воронежской области Юрием Гончаровым мы тесно сотрудничаем, он активно участвует во всех заседаниях областного правительства, многие решения принимаются только после консультаций с ним. Совсем недавно я рекомендовал ему принять участие в подборе кандидатур на должность моего первого заместителя.

Уполномоченный по правам предпринимателей при губернаторе Воронежской области тесно сотрудничает с различными региональными и федеральными структурами по вопросам защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, принимает участие в совершенствовании регионального законодательства, направленного на соблюдение прав предпринимателей.

И все-таки главная его работа – непосредственно с людьми. Сегодня, к сожалению, еще не все предприниматели знают о потенциале бизнес-омбудсмена в решении их проблем, но обращений к нему уже поступает множество. Часто это жалобы на действия или, наоборот, бездействие должностных лиц, проведение внеплановых проверок или другое противоправное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Предприниматели обращаются за оказанием поддержки в решении вопросов, связанных с бюрократическими задержками в деятельности государственных или муниципальных органов, жалуются на вынесение незаконного постановления о назначении административного наказания и т. п. И уполномоченный изучает все обстоятельства и материалы, обращается в органы власти, оказывает помощь в подготовке документов.

Разумеется, ему есть на кого опереться в своей работе. В области создан Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции», где рассматриваются обращения предпринимателей по конкретным случаям коррупции и рейдерства. Для этой работы приглашаются юристы и эксперты, в обсуждении проблемы также принимают участие представители общественных организаций: ТПП ВО, ОПОРА, Деловая Россия, РСПП и представители государственных органов.

Сейчас идет работа по созданию «комнаты примирения» для решения предпринимательских споров, дошедших до стадии судебного разбирательства. Для защиты прав предпринимателей очень важны процедуры медиации и система альтернативного решения споров, поскольку это гораздо эффективнее, быстрее и  дешевле, а также способствует сохранению деловых связей между сторонами спора.

Впереди у уполномоченного большая и трудная работа, но я уверен, что он справится, а правительство области готово оказать ему всю необходимую помощь.

amfoto.ru